ТБИЛИСИ, 17 октября – @NGnewsgeorgia. Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе представил программу реформы высшего образования, обозначив семь ключевых вызовов. Он подчеркнул, что изменения должны охватить не только университеты, но и саму философию образования в стране.
Концентрация студентов в Тбилиси
Сегодня более 85% студентов учатся в столице. Кобахидзе назвал это проблемой, которая усиливает отток молодежи из регионов. По его словам, в крупных городах вроде Кутаиси и Рустави ощущается нехватка академических центров, и государство должно развить их инфраструктуру. Это, отметил премьер, поможет сбалансировать образовательное пространство страны.
Неравенство качества и нерациональное использование ресурсов
В Грузии действуют 19 государственных и 45 частных вузов, но уровень преподавания в них различается. При этом все выдают дипломы одинакового ранга. Кобахидзе считает, что государство обязано гарантировать равное качество обучения.
Он также призвал сократить дублирование факультетов: в Тбилиси, например, сразу четыре государственных вуза обучают юристов, что неэффективно, поскольку отнимает колоссальные ресурсы.
«Мы хотим установить один очень четкий принцип: один город – один факультет», – заявил Кобахидзе. Он добавил, что факультетское распределение должно происходить «с учетом традиционных функций университета и их исторического опыта».
Государственные университеты, по словам премьера, должны ориентироваться не на прибыль за счет приема иностранцев, а на подготовку кадров для страны:
«Мы считаем, что государственные вузы должны принимать иностранных студентов только в строго исключительных случаях, определенных законом, и этот принцип будет реализован на уровне закона».
Несистемная кадровая политика
Премьер указал, что университеты страдают от хаотичного подбора преподавателей. Многие работают на неполную ставку, получают низкую зарплату и не вовлечены в развитие программ.
Он предложил создать прозрачную кадровую систему и привлечь иностранных профессоров в технические и другие «дефицитные» направления.
«Необходимо привлекать иностранных профессоров, чтобы заполнить существующий вакуум».
Слабая связь между обучением и исследованием
Научная работа, по словам Кобахидзе, оторвана от образовательного процесса. Финансирование исследований живет своей жизнью, не связанной с университетскими задачами. В результате в стране не хватает современных учебников и методик. «Я преподаю в ТГУ, и у нас там два основных предмета: конституционное право и права человека, и по одному из них вообще нет современного учебника», – заявил премьер. Как известно, автором пособия по конституционному праву является сам Кобахидзе.
Разрыв между образованием и рынком труда
Грузия, отметил Кобахидзе, выпускает слишком много специалистов без учета реальных потребностей экономики. Количество юристов, экономистов или инженеров никто не планирует заранее. Из-за этого выпускники часто уходят в другие сферы. Правительство намерено изучить спрос рынка и построить систему квотирования по потребностям отраслей.
«Никто заранее не исследовал, например, сколько нам нужно юристов, сколько экономистов, сколько инженеров. Расхождение зачастую двукратное, трёхкратное, четырехкратное и даже пятикратное».
Неактуальная система финансирования
Сейчас государство выделяет одинаковый грант – 2250 лари на студента, независимо от специальности и университета. Кобахидзе назвал такую модель несправедливой и неэффективной. Он предложил связать распределение средств с приоритетами государства и сложностью учебных программ.
«Система финансирования не ориентирована на выполнение государственных задач. Когда государство что-то финансирует, у него должна быть конкретная поставленная задача».
Слабая университетская инфраструктура
Последний вызов касается условий жизни и досуга студентов. В стране не хватает общежитий, спортивных и культурных пространств.
______________________________________________________________
Перечисляя проблемы, Кобахидзе постоянно вспоминал годы правления «Единого национального движения» и возлагал всю ответственность за несовершенную систему на команду третьего президента Михаила Саакашвили. Он не уточнил, почему за 13 лет у власти «Грузинская мечта» так и не начала изменения в вузах.
Впервые о реформе системы высшего образования правящая команда заговорила в 2024 году. Фоном были масштабные протесты против закона об иноагентах. Центральную роль в них играли студенты, а вузы стали главными очагами мобилизации протестной волны.
Тогда Кобахидзе обещал, что реформа приведет к «очищению системы от политического влияния» ЕНД и его сторонников в академических кругах.


