Конфликт Саакашвили и Мелия обнажил новые трещины в оппозиции – при чем тут Ника Гилаури?

ТБИЛИСИ, 26 ноября – @NGnewsgeorgia. Третий президент Грузии Михаил Саакашвили и бывший председатель его партии Ника Мелия вступили в публичный конфликт, находясь в одной и той же тюрьме и даже не встречаясь друг с другом. Поводом стал пост Саакашвили от 3 ноября, в котором он обвинил часть оппозиции в закулисных соглашениях с миллиардером и основателем «Грузинской мечты» Бидзиной Иванишвили.

Что сказал Саакашвили?

Саакашвили, который отбывает срок до 2034 года, утверждает: на протяжении последних десяти лет Иванишвили пытается уничтожить «Единое национальное движение» не только репрессиями, но и подкупом его бывших сторонников. По его словам, именно из-за этих интриг оппозиция неоднократно дробилась и поддавалась давлению власти. Часть лидеров, как утверждает экс-президент, получала «деньги Иванишвили» и продвигала линию дистанцирования от Саакашвили под лозунгом «ни Миша, ни Бидзина».

Особенно резко он высказался о Нике Гилаури – бывшем премьер-министре (2009-2012) и члене его же правительства. Саакашвили считает, что перед выборами 2024 года Гилаури финансировал оппозицию при условии, что партии не объединятся, а в СМИ не будут упоминать его имя. Мотивом, по версии экс-президента, стали масштабные бизнес-интересы: Гилаури связан с крупнейшим в стране «Банком Грузии», где его брат гендиректор, а сам банк, как пишет Саакашвили, «переплетен с интересами Иванишвили и России».

«Выборы прошли, Mtavari (созданный Никой Гварамия оппозицилнный телеканал – ред.) закрыли, а Гилаури испаррился и переключился на лоббирование Иванишвили на Западе», – говорится в посте. Саакашвили утверждает, что «олигарх» вновь задействовал финансовые рычаги на недавних местных выборах.

Завершая свой статус, Саакашвили призвал оппозицию «учиться на собственных ошибках и объединяться». Он подчеркнул, что для этого готов простить прежние обиды.

Как ответил Мелия?

Ника Мелия, покинувший ЕНД в конце 2023 года и создавший партию «Ахали» вместе с Никой Гварамия, отбывает восьмимесячный срок за отказ сотрудничать с парламентской комиссией. В его отношении расследуют еще два уголовных дела.

На суде 24 ноября Мелия резко вмешался в историю: дав понять, что воспринял пост Саакашвили как личное оскорбление.

«Несколько недель назад один из оппозиционных политиков, в том числе и меня, назвал продавшимся Иванишвили и сторговавшимся с ним. С моей стороны, невозможно сотрудничать с политиком, который обвиняет тебя в сговоре с Иванишвили», – сказал он, добавив, что «даже на одном гектаре» не желает находиться рядом с таким политиком.

Имя Саакашвили Мелия не назвал, но намек был очевиден, и стал одной из главных тем в грузинских СМИ.

Что ответил Саакашвили?

Экс-президент попытался погасить скандал. Он заявил, что речь в его посте шла вовсе не о Мелия или Гварамия.

«В моем посте не было даже намека на то, о чем говорит Ника», – написал Саакашвили, сопроводив сообщение общей фотографией с Мелия.

Однако тут же он вновь резко прошелся по Гилаури и его брату, назвав их «кланом», и пообещал ввести закон, который «навсегда запретит олигархам участвовать в политике».

«Вообще, дорогой мой Ника (Мелия), – добавил он, – мы находимся не то, что не в одном гектаре, а всего на расстоянии одной камеры, на третьем этаже тюрьмы. Могли бы здесь же разобраться в любом недоразумении… Никаких «красных линий» сейчас, когда нужно победить общего врага, быть не может».

Почему перепалка так резонансна?

Спор вспыхнул именно тогда, когда крупнейшие оппозиционные партии – ЕНД, «Ахали» и «Лело» – оказались под угрозой запрета. Оппозиция пытается согласовать формат сотрудничества, который мог бы стать противовесом «Грузинской мечте», переживающей серьезный кризис легитимности. На этом фоне даже намек на новый раскол стал политической сенсацией.

Александр Раквиашвили, лидер созданной экс-соратниками Саакашвили партии «Гирчи», обвинил оппозиционные СМИ в смещении акцентов. «Саакашвили опубликовал пост, в котором обвинил Гварамия в использовании денег Бидзины Иванишвили для участия в предыдущих выборах, и представьте, что никто этого не замечает!», – возмутился Раквиашвили в эфире проправительственного телеканала «Рустави-2».

«Все это знали, это общеизвестный факт, ведь если можно заработать 40 миллионов, то какой это российский режим и диктатура!? Если можно заработать 40 миллионов против Бидзины и потратить их на борьбу, то это ведь не такая уж и диктатура, не так ли?», – иронизировал он над оппозиционерами, которые придерживаются идеи бойкота и отказываются от любого сотрудничества с «Грузинской мечтой».

Кто такой Ника Гилаури?

Ника Гилаури – известная фигура на политическом поле Грузии. В правительстве Саакашвили он занимал ключевые посты – от министра энергетики и финансов до премьер-министра. После прихода к власти «Грузинской мечты» ушел в бизнес, но в 2024 году неожиданно вернулся в публичную сферу.

Весной 2023 года в оппозиции активно обсуждали версию о тайном финансировании новой партии Мелия-Гварамия-Гилаури якобы со стороны Иванишвили. Все трое тогда назвали эти обвинения «позорной клеветой». В итоге Гилаури официально партию не возглавил, но активно участвовал в политических процессах: его рассматривали как возможного единого кандидата на пост премьера, он поддерживал антиправительственные протесты и создал фонд Prosperity Georgia для помощи демонстрантам.

Весной 2025 года фонд оказался под арестом по делу о саботаже, а госканалы начали кампанию против Гилаури, называя его «спонсором радикальной оппозиции». СМИ также сообщили, что его компания потратила 600 тыс. долларов на лоббистские услуги в США.

«Новости-Грузия» в Telegram: подписаться >>>
«Новости-Грузия» в Facebook: перейти и обсудить >>>
Партнерские материалы