ТБИЛИСИ, 26 ноября – @NGnewsgeorgia. Правительство Грузии засекретило соглашение с арабским девелопером Eagle Hills, исходя из на коммерческих интересов инвестора. Об этом премьер-министр Ираклий Кобахидзе заявил сегодня в парламенте, отвечая на вопросы депутатов собственной партии «Грузинская мечта».
«Соглашение, подписанное с Eagle Hills, имеет статус коммерческой тайны, поскольку это – прямой коммерческий интерес компании-партнера, чтобы в будущем у нее было пространство для переговоров с другими потенциальными партенерами, и это общепринятая практика. Эта практика, с одной стороны, основана на грузинском законодательстве, а с другой – на международной практике», – сказал Кобахидзе.
По данным премьера, только за последние десять лет в сфере экономики статус коммерческой тайны присвоели 1554 государственным соглашениям, включая контракт по строительству глубоководного порта Анаклия. Аналогичным образом засекретили контракты 2020-2021 годов на поставку коронавирусных вакцин Pfizer, Sinopharm и Sinovac.
«У этой практики есть свои причины, основания. Главная причина – коммерческий интерес компании», – заявил он.
Премьер настаивает, что общественность «уже располагает всей необходимой информацией» о ключевых параметрах сделки с Eagle Hills: структуре владения, доле государства (33%), расположении земельных участков и предполагаемой экономической выгоде.
Кобахидзе подчеркнул, что государство не берет на себя никаких финансовых обязательств, а проект полностью финансируется инвестором.
«Мы говорили, что дивиденды государства от этого проекта в общей сложности составят около 2 млрд лари. Соответственно, поскольку нам принадлежит 1/3 проекта, а Eagle Hills – 2/3, дивиденды Eagle Hills составят около 4 млрд лари, то есть 1,5 млрд долларов. То есть Eagle Hills инвестирует в этот проект 6,6 млрд долларов США и ожидает чистую прибыль в размере 1,5 млрд долларов США», – сказал он.
По его распоряжению, под гриф «коммерческая тайна» ранее подпадали все документы, связанные с проектом, включая приложения к соглашению. Власти ссылаются на нормы Общего административного кодекса, позволяющие ограничивать доступ к информации, раскрытие которой может «нанести ущерб конкурентоспособности компании».
Инвестиционное соглашение объемом 6,6 млрд долларов подписали в октябре министр экономики Мариам Квривишвили и основатель Eagle Hills Мохамедом Алаббаром. Проект предусматривает:
- Строительство жилых, коммерческих и гостиничных объектов площадью свыше 1 млн кв. м на территории 600 га близ Тбилиси;
- Создание нового премиального курорта на черноморском побережье на площади в 250 га в Гонио.
Однако проект вызывает критику со стороны юристов, экономистов и экологов. Эксперты предупреждают о рисках утраты контроля над государственной собственностью, возможных экологических последствиях и долгосрочных демографических изменениях.
Отметив высокую международную репутацию девелопера, Кобахидзе не прокомментировал тот факт, что в Албании, Индии и Хорватии деятельность Eagle Hills сопровождалась коррупционными скандалами и судебными исками. Критики отмечают: отсутствие прозрачности в грузинском соглашении может создать условия для повторения подобных ситуаций. Кобахидзе считает, что «очернением» арабского девелопера в Грузии занимаются только политические оппоненты его правительства.


