Иванишвили сказал, что разочарован решением парламента и обвинил оппозицию

ТБИЛИСИ, 14 ноября Новости-Грузия. Председатель правящей партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили распространил заявление, в котором он выражает «свое разочарование» в связи с тем, что парламент не утвердил поправки в конституцию, которые позволили бы уже в 2020 году провести выборы в парламент исключительно по пропорциональной системе.

Несмотря на то, что оппозиция полностью поддержала этот законопрект, представленный «Грузинской мечтой», Иванишвили именно оппозицию обвинил в том, что переход на полностью пропорциональную систему не состоялся, сославшись на то, что оппозиция заняла некоструктивную позицию во время обсуждения поправок в конституцию три года назад.

Для поддержки законопроекта сегодня не хватило 12 голосов. Трое депутатов «Мечты» проголосовали против, еще 39 депутатов воздержались, то есть не поддержали изменения. Оппозиция назвала эту ситуацию спектаклем, поставленным Иванишвили, который обеспокоен падением популярности правящей партии перед выборами 2020 года.

Отказаться от мажоритарных выборов в парламент уже в 2020 году партия «Грузинская мечта» и лично Бидзина Иванишвили пообещали 24 июня, уступив требованиям оппозиции и многочисленным акциям протеста.

Полный текст заявления Бидзины Иванишвили:

«Сегодня, когда наша страна находится на очередном важном этапе на пути демократического развития, я, как лидер правящей политической партии, считаю необходимым отреагировать на процессы, происходящие в парламенте в эти дни.

Я разочарован тем, что в конечном итоге не получилось воплотить нашу инициативу провести выборы парламента в 2020 году по пропорциональной системе с нулевым избирательным барьером  — к сожалению, парламент Грузии отклонил эту инициативу из-за сопротивления части депутации «Грузинской мечты», в основном мажоритариев.

В обществе возник вопрос: как мог так резко произойти так называемый «бунт мажоритариев» в правящей команде, если длившийся несколько месяцев конституционный процесс успешно завершился и вопрос был поставлен на голосование?

Чтобы полностью ответить на этот вопрос и избежать спекуляций, я считаю себя обязанным напомнить общественности о ряде неоспоримых фактов.

В частности:

Решение о переходе на пропорциональную избирательную систему было инициировано политической командой «Грузинской мечты» еще в 2017 году в рамках конституционной реформы на фоне агрессивного бойкота, организованного оппозиционным спектром, неправительственным сектором и партийными СМИ, из-за чего соответствующие изменения в законодательство были внесены за счет голосов партийного большинства. (Имеются в виду процессы в парламенте прошлого созыва в 2015 году, во время которых были внесены изменения в конституцию, предусматривающие переход на пропорциональную систему выборов в 2024 году – НГ).

Тогда Национальное движение бойкотировало процесс, посредством которого мы вместо ориентированной на одного лидера и партию конституции приняли подлинно европейскую конституцию, которое все международное сообщество однозначно оценило положительно.

Ни для кого не секрет, что идея перехода на пропорциональную избирательную систему никогда не была популярна среди мажоритарных парламентариев, и большинство из них и тогда не встретили с энтузиазмом эту реформу, поэтому вокруг нашего желания отменить смешанную избирательную систему уже к 2020 году не удалось создать внутрипартийный консенсус. Соответственно, было принято компромиссное решение о переходе к пропорциональной избирательной системе в 2024 году.

Представьте, что если бы в то время парламентской оппозиции хватило политической зрелости и государственного мышления, чтобы не руководствоваться узкопартийной программой, направленной на свержение правительства любой ценой, и она была бы готова поддержать конституционную реформу, то сегодняшней дискуссии и страстей вообще не было бы – мы смогли бы и наших мажоритариев убедить в бесперспективности идеи отсрочки конституционной реформы и переход на пропорциональную систему был бы зафиксирован в конституции уже к 2020 году.

Это важное обстоятельство ни в коем случае нельзя упускать из виду, если мы хотим видеть объективную картину и не оцениваем ситуацию фрагментарно, без учета общего контекста и особенно на эмоциональном фоне.

Тем не менее во время событий лета правящая партия вполне адеквтано отреагировала на справедливый протест части общественности — председатель парламента взял на себя политическую ответственность и ушел в отставку, а «Грузинская мечта» обратилась с важной инициативой – провести в 2020 году парламентские выборы по пропорциональной системе, при нулевом проходном барьере.

Не скрою, я был автором этой инициативы, и команда, несмотря на колебания некоторых мажоритариев, поддержала эту идею, и мажоритарные депутаты, за некоторыми исключениями, подчинились партийной дисциплине.

Хотя «Грузинская мечта» создала прецедент и в 2012 году именно в рамках смешанной системы сумела победить политический режим, в период правления которого границы между государством и партией были стерты, небольшиме партии со слабой организацией все же считали, что у них будет больше шансов на успех при пропорциональной избирательной системе.

Вот почему мы выступили с этой инициативой. Предлагая нулевой барьер, мы старались увеличить возможности небольших партий.

Я и сегодня все еще убежден, что общественность соответственно оценила нашу добрую волю, без каких-либо предварительных условий отказаться от значительного стартового преимущества, которое политическая команда «Грузинской мечты» и ее мажоритарные кандидаты имеют над почти всеми кандидатами от оппозиционных партий.

Главным в нашем предложении было то, чтобы вывести отношения между нашей страной, правительством и оппозиционным спектром, правительством и различными общественными группами на качественно новый уровень политической культуры, одновременно продвигая наш собственный политический процесс, чтобы вызвать новый этап демократического развития.

Мы надеялись, что наш смелый политический акт будет позитивно воспринят другими участниками процесса, и что в ответ мы получим конструктивный ответ. К сожалению, этого не произошло.

Из заявлений или действий «Единого национального движения» и его сателлитов общественность ясно увидела, что попытка «Грузинской мечты» вывести политическую культуру страны на новый уровень была лишь односторонним желанием и воспринималась ими как попытка правительства отобрать пропорциональные выборы.

Бесконечная деструкция, попытки внести смуту в стране или в церкви, агрессивная риторика, цинизм, клевета и личные оскорбления — вот как безответственная оппозиция и ее вспомогательные организации отреагировали на нашу инициативу. Дело в том, что в регионах, чтобы сорвать широкую общественную дискуссию по конституционным поправкам, наши депутаты прямо или косвенно подвергались нападкам со стороны оппозиционных групп и подвергались публичному издевательству.

Недовольство правящей командой началось не сегодня, а вчера. Несмотря на то, что не было горячих внутрипартийных дискуссий и разногласий, мы и другие лидеры сделали все возможное, чтобы не дать процессу зайти в тупик.

Тем не менее, оппозиция сделала все, чтобы сломать тот хрупкий консенсус, который был у нашей команды летом. Когда дискуссия по этому предложению была окончена и вопрос был поставлен на голосование, члены «Единого национального движения» прямо в зале парламента нанесли нашим депутатам тяжелейшие личные оскорбления. Как видно, это переполнило чашу терпения большинства депутатов-мажоритариев, и я, к сожалению, не смог вернуть их в конструктивное поле.

Факт, что в нашей стране не счесть скептиков, но от фактов не скроешься и фактом является то, что в нашей команде не фасадная, а настоящая демократия, которая исключает любые попытки изменить принципиальную позицию человека силой. Мы оставили в прошлом монолитный, административно-командный стиль, своейственный советскому руководству и «Национальному движению», когда никто не шел против единоличного лидера. В нашей команде есть естественный процесс разногласий и дискуссий, и общество видело много примеров этого.

Наконец, нет идеальных избирательных систем. Общеизвестно, что в цивилизованном мире не заканчиваются обсуждения по поводу достоинств и недостатков разных систем. Панацея — не избирательная система, а демократия, то есть институционально организованная политическая система, которая должна обеспечить главное — источником власти является народ, и его воля должна быть отражена в результатах выборов.

Как лидер правящей политической силы, я подтверждаю свою поддержку перехода к пропорциональной избирательной системе в 2020 году, и я искренне сожалею, что этого не произошло — с моей командой и правительством я могу гарантировать, что процесс демократического развития Грузии будет необратимым. Предусловием и ярким примером этого станут свободные и честные выборы 2020 года».

«Новости-Грузия» в Telegram: подписаться >>>
«Новости-Грузия» в Facebook: перейти и обсудить >>>
Партнерские материалы