Кадагидзе рассказал, как Нацбанк Грузии перевозил деньги во время августовской войны

ТБИЛИСИ, 8 августа – Новости-Грузия. Бывший президент Национального банка Грузии Георгий Кадагидзе рассказал о том, как во время войны в августе 2008 года банку пришлось срочно заполнять хранилище в условиях отстутствия гражданских авиаперевозок.

Грузинская национальная валюта – лари, печатается за рубежом, в основном в Европе, на предприятиях, специализирующихся на изготовлении денежных знаков. Партии денег предприятие-производитель доставляет в Тбилиси на самолете. За перевозку денег по территории страны отвечает Нацбанк.

Военные действия с участием грузинской армии и российской регулярной армии продолжались на территории Грузии с 8 по 12 августа. Части российской армии, вошедшие в Грузию через Рокский тоннель, остановились на автомобильной трассе, ведущей в Тбилиси, в районе Мцхета после того, как при посредничестве президента Франции Николя Саркози между Москвой и Тбилиси 12 августа было подписано Соглашение о прекращении огня.

Специалисты часто указывают на то, что даже в условиях военных действий на востоке и западе страны, в целом в Грузии не прекращали работу государственные институты: выполняли свои функции муниципальные службы, полиция и банки. Более того, конфликт не оказал негативного влияния на курс национальной валюты.

Георгий Кадагидзе, который в настоящее время является профессором бизнес-школы Госуниверситета имени Илии, спустя 11 лет после произошедших событий рассказал, что добиться такой слаженной работы было не всегда просто. Так, Нацбанку Грузии пришлось проводить тайную операцию по ввозу в страну наличности через Азербайджан.

«10 августа 2008 года. Естественно, что никто, в том числе и мы, не были готовы к войне. Между тем, люди стали массово идти в банки и снимать деньги со счетов, что является довольно естественной реакцией. Это вызвало большой дефицит наличности в банкоматах, и понадобилось срочно ввезти в страну деньги. Мы заказали деньги для того, чтобы обеспечить банки. Речь шла о 300 миллионах долларов.

Банкам, естественно, мы ничего такого не сказали, а заверили, что хранилище заполнено, и завтра с утра они могут забрать сумму, чтобы удовлетворить потребности населения и предотвратить панику. Однако, к 9 часам вечера был объявлен форс-мажор: воздушное пространство Грузии закрылось для гражданских перевозок, и авиакомпания, которая должна была перевезти деньги, сообщила, что не сможет посадить самолет в Тбилиси.

В итоге нам пришлось сажать самолет в Баку и с помощью братской страны – Азербайджана, проводить такую операцию: два инкассационных автомобиля переехали потихоньку, ночью, из Грузии в Азербайджан, встретили в Баку эти 300 миллионов и привезли их в Тбилиси.

В тот день я смотрел телевизор и наблюдал, как российские солдаты заходят в военные базы Сенаки и Гори, выносят оттуда бытовую технику, мебель и так далее. Можете себе представить, что случилось бы, если бы об этой нашей операции узнали российские военные, хотя бы на среднем уровне. Я уверен, что не то что безопасность денег, безопасность всех людей в районе перевозки стояла бы под большим вопросом.

Между тем мы посадили в автомобиль к инассаторам только одного надежного человека, который не был связан с инкассационной деятельностью. Ему дали специальный телефон и сказали, чтобы он позвонил только в том случае, если будет какая-то проблема.

По нашим подсчетам, к 4 часам утра эти две машины должны были перейти границу «Красный мост» (между Азербайджаном и Грузией – НГ) и вернуться. Мы рассчитывали к 5 утра заполнить хранилище и вовремя предоставить деньги коммерческим банкам.

И вот, около половины третьего, этот телефон зазвонил. Прежде чем ответить, у меня действительно, как это бывает в фильмах, вся жизнь пронеслась перед глазами за секунды. Я ответил, и сопровождающий сообщил мне, что находится приблизительно в 100 километрах от границы, на азербайджанской стороне, и одна из машин испортилась. Просто заглохла. Вокруг ничего нет и их там шестеро инкассаторов, двое водителей, он сам, и две небольшие машины эскорта.

Нам пришлось из Тбилиси посылать новую инкассаторскую машину, и в 4 утра шестеро инкассаторов разгрузили целую машину, заполненную огромным количеством банкнот, по-новой загрузили другую машину, запечатали ее, и в целости и сохранности доставили в Тбилиси.

Таким образом, в 6 утра, всего лишь с получасовым опозданием, была налажена работа всех банков.

На первый взгляд, в этой истории нет ничего особенного по сравнению с тем, как самоотверженно боролись наши парни и девушки на линии фронта. Однако, на самом деле, когда мы говорим, что строим отлаженное государство, это и есть героизм. Когда человек, с зарплатой 700-800 лари (в 2008 году эта сумма составляла около 400 долларов-НГ), готов сделать такое в 6 утра так, что у него даже не возникает посторонних мыслей — это и есть строительство европейского государства», — рассказал Кадагидзе, выступая на акции возле парламента Грузии.

 

 

«Новости-Грузия» в Telegram: подписаться >>>
«Новости-Грузия» в Facebook: перейти и обсудить >>>
Партнерские материалы