ТБИЛИСИ, 16 декабря — Новости-Грузия. Грузия к концу 2022 года занимает 89 место в мировом рейтинге свободы СМИ. Данные публикуются на сайте «Репортеры без границ».
Грузия потеряла сразу 29 позиций по сравнению с прошлогодним рейтингом. В аннотации отмечается, что «официальное вмешательство подрывает усилия, предпринимаемые для улучшения свободы прессы». Также «Репортеры без границ» напоминают, что в 2021 году в стране произошло беспрецедентное количество физических нападений на журналистов.
В этом году в рейтинге участвовали 180 стран. Индекс вычисляется по пяти индикаторам: политический, экономический, законодательный, социальный и безопасность журналистов.
Грузия занимает место между Лесото и Монголией. Грузию опережают опередили Молдова (40), Армения (51) и Кыргызстан (72 место). Хуже чем в Грузии из постсоветских стран оценена ситуация в Казахстане (122), Узбекистане (133, )Таджикистане (152) Беларуси (153), Азербайджане (154), России (155), Туркменистане (177).
Ближе к концу списка также Украина — 106 место. Авторы исследования отмечают, что выживанию украинских СМИ угрожает война, начатая Россией, а журналисты находятся в большей опасности, чем когда либо.
Первая пятерка стран, где СМИ самые свободные — это Норвегия, Дания, Швеция, Эстония и Финляндия. Замыкают список Иран, Эритрея и Северная Корея.
Выводы по Грузии:
Медиа-ландшафт: разнообразен и в то же время сильно поляризован. Телевидение является основным источником новостей. Владельцы СМИ часто контролируют редакционный контент. Таким образом, оппозиционная телекомпания » Рустави-2 » изменила свою редакционную линию после того, как компания была возвращена прежнему владельцу. Региональные и общинные радиостанции укрепляются по мере того, как читательская аудитория печатных СМИ снижается, а аудитория онлайн-новостей растет.
Политический контекст: Страна переживает новый и серьезный политический кризис после выборов в законодательные органы, состоявшихся в октябре 2020 года. Эти условия благоприятствуют устойчивой конкуренции за контроль над телевизионными сетями. Законодательство Грузии запрещает политическим партиям владеть СМИ, но крупные сети обычно защищают интересы своих владельцев, которые часто имеют тесные связи с политическими лидерами.
Правовые рамки: В преддверии реформ, укрепивших прозрачность СМИ, правительство ясно заявило о своей цели контролировать независимые радиостанции и телевизионные сети путем внесения изменений в закон об электронных коммуникациях. Суды пытались нарушать конфиденциальность источника информации, хотя закон о свободе слова гарантирует это.
Экономический контекст: Недостаточно развит рекламный рынок в печатной и интернет-изданиях, которые в значительной степени финансируются донорами, как правило, с Запада.
Социокультурный контекст: Грузинское общество характеризуется сильной социальной напряженностью по некоторым вопросам, что влияет на журналистское освещение. Темы включают религию, права ЛГБТ и влияние России. Влиятельные общественные деятели, такие как представители православного духовенства, находятся под электронным контролем служб безопасности, что нарушает защиту конфиденциальных источников информации для журналистов.
Безопасность: Словесные атаки и физические нападения на журналистов являются обычным явлением. Есть случаи агрессивного отношения высокопоставленных государственных чиновников, особенно во время избирательных кампаний. Длительное и жестокое нападение толпы линчевателей на 50 репортеров произошло во время гомофобных контрдемонстраций в июле 2201 года под пристальным вниманием сил безопасности. Отсутствие прозрачности и прогресса в расследовании этого события демонстрируют безнаказанность тех, кто совершает преступления против журналистов.