ТБИЛИСИ, 11 декабря – Новости-Грузия. Народный защитник Грузии Нино Ломджария cообщила, что в тюрьмах зафиксированы случаи, когда заключенными неформально управляют члены криминального мира, так называемые «смотрящие». Об этом омбудсмен заявила на пресс-конференции, посвященной Международному дню защиты прав человека.
Ломджария считает, что это, вероятно, не является классическим случаем управления тюрьмы со стороны так называемых «воров в законе», однако она уверена, что существуют влиятельные заключенные, которые легитимированы со стороны администрации тюрем, и которые занимаются решением проблем заключенных, могут вмешиваться в их действия и решения, а также контролируют разговоры и коммуникацию с внешним миром.
По словам омбудсмена, даже ее представители не могут провести в некоторых тюрьмах собеседование с заключенным без разрешения «смотрящего».
«В учреждениях открытого типа это носит систематический характер. Учреждение открытого типа — это место, где собирается много заключенных. Усиление так называемых «смотрящих» было замечено именно в учреждениях открытого типа, хотя у нас была информция и из закрытых учреждений, что такие же люди есть и там – в закрытых учреждениях заключенные в основном сидят в камерах, однако мы знаем, что некоторые заключенные могут передвигаться», — сказала Ломджария.
Омбудсмен отмечает, что в тех тюрьмах, где неформальное управление приняло систематический характер, количество обращений заключенных к Народному защитнику значительно снизилось.
«Собеседование как с действующими, так и с бывшими заключенными, а также с персоналом тюрьмы, наблюдение за происходящими там процессами, показало нам, что действительно существуют признаки неформального влияния и управления, и привилегированные заключенные. Я не стала бы называть их конкретным термином, однако, это проблема. Синдром безнаказанности нарастает, за происходящие там преступления ответственность несет уже не конкретный сотрудник правоохранительных органов, а один из заключенных, который осуществляет неформальное управление. Соответственно, случаи насилие и безнаказанности растут. Кроме того, могу сказать, что в тех учреждениях, где в основном наблюдается такое управление, количество обращений к Народному защитнику значительно ниже, в отличие от тех заведений, где влияний такого типа меньше», — заявила Народный защитник.
По словам Ломаджария, выход из этой ситуации она видит в изменении структуры пенитенциарных учреждений и создании небольших по размеру тюрем.
«В учреждениях открытого типа очень много заключенных — на сотню заключенных приходится один сотрудник охраны, поэтому контролировать ситуацию очень тяжело. Выход в создании небольших по размеру пенитенциарных учреждений и увеличении числа сотрудников охраны, тюремной администрации, социальных работников. Существующая система, эта инфраструктура, дает основание для создания неформального управления», — уверена Ломджария.
Омбудсмен затрудняется уточнить, как давно в тюрьмах появились «смотрящие», однако в этом году ее аппарат провел серьезное исследование, мониторинг, специализированное изучение ситуации. Ломджария сообщила, что офис Народного защитника планирует подготовить специальный отчет, где создавшаяся ситуация будет описана детально.