ТБИЛИСИ, 19 октября – Newsgeorgia. Парламент Грузии в ускоренном порядке принял спорные поправки в закон «О телерадиовещании»: они расширяют полномочия Комиссии по коммуникациям по контролю над контентом.
Поправки предложила правящая партия. «За» в третьем, окончательном чтении, проголосовали 79 депутатов.
В пояснительной записке сказано, что поправки соответствуют рекомендациям Еврокомиссии и направлены на создание эффективного механизма для предотвращения программ и рекламы с призывами к терроризму и разжиганием ненависти.
В проект в последний момент добавился также пункт о регулировании «непристойности в эфире».
Пакет изменений вызывал споры — эксперты увидели в них потенциальное ограничение свободы слова.
- Согласно действующему закону (ст.55, пункт 2), если медиа распространило контент, содержащий язык вражды и ненависти или призывы к терроризму, на это должен отреагировать орган саморегулирования конкретного СМИ. Решения в этом случае не могут быть обжалованы в суде, Национальной комиссии по коммуникациям или в другом административном органе.
Согласно поправкам, теперь решение органа саморегулирования вещателя может быть обжаловано в Национальной комиссии по коммуникациям.
Рычаги, оказавшиеся в руках госструктур, могут стать механизмом наказания критически настроенных медиа, опасаются правозащитники. Часть из них указывают, что формулировки крайне расплывчаты и допускают субъективную трактовку или интерпретацию.
Председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили заявил, что «все, кто выступает против поправок, поддерживают ненависть, терроризм и непристойность».
На это возразила депутат от оппозиционной партии «Лело» Ана Нацвлишвили: «Сколько бы вы ни говорили, что это реализация европейской директивы, результат будет российским».
Коалиция по адвокатированию СМИ обратила внимание, что подобные изменения нельзя было принимать без консультаций с вещателями.
«Поправки вызывают опасения на фоне и без того плачевного состояния свободы СМИ и еще раз подтверждают опасения гражданского общества относительно реальных целей правительства — максимально ограничить распространение инакомыслие в стране», — считает НПО Georgian Democracy Initiative.
«Подавляющее большинство “Грузинской мечты” не может ответить на вопрос, что именно является языком ненависти. Они думают, что их разжигание ненависти — это то, как их резко критикуют. .. Нам не понадобится много времени, чтобы разобраться насколько опасно новое начинание “Грузинской мечты” для СМИ, — написал в FB юрист, представитель Georgian Democracy Initiative (GDI) Эдуард Марикашвили. Он отмечает, что в предвыборный период подобные поправки вызывают особое опасение.
Правозащитники зафиксировали ухудшение ситуации со свободой СМИ в Грузии