ТБИЛИСИ, 6 января – Новости-Грузия. Президент Грузии Саломе Зурабишвили издала указ о помиловании пятерых заключенных в связи с праздником Рождества, при этом протоиерея Георгия Мамаладзе в списке помилованных нет.
Мамаладзе отбывает 9-летний срок тюремного заключения после того, как был задержан и осужден по обвинению в подготовке убийства Шорены Тетруашвили — секретаря-референта Католикоса-Патриарха Всея Грузии Илии Второго. 31 октября Синод обратился к Саломе Зурабишвили с просьбой о помиловании Георгия Мамаладзе.
«В связи с Георгием Мамаладзе я руководствовалась главным принципом, чтобы мое решение не создало условия для какого-либо нового противостояния в обществе… Я не смогла найти аргументы, по которым следовало допустить исключение в деле Георгия Мамаладзе», заявила президент, комментируя свое решение.
Рождественский акт о помиловании стал первым после скандала, разразившегося в начале осени.
Саломе Зурабишвили, которая по случаю религиозного праздника Мариамоба (Успения Богоматери) 28 августа помиловала, среди прочих, троих осужденных за убийство, двоих — за торговлю наркотиками, и одного находящегося в розыске, стала объектом острой критики и оппозиции, и членов правительства.
Прокуратура заинтересовалась, не было ли в отборе дел корыстного умысла членов администрации и начала расследование возможного злоупотребления служебными полномочиями.
В итоге Зурабишвили объявила мораторий на помилование заключенных и выступила с инициативой разработать четкие правила этого процесса. При этом президент подчеркнула, что за принятые в августе решения несет ответственность она лично и объяснила их соображениями гуманности.
Новые правила
Осенью администрация Зурабишвили разработала указ «О правилах помилования». До вступления в силу с проектом документа ознакомили главу Минюста Грузии Тею Цулукиани и спикера парламента Арчила Талаквадзе.
В указе установлены критерии рассмотрения дел осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Условия помилования осужденных за менее тяжкие преступления упрощены.
Согласно новым правилам, количество актов помилования значительно сократится. Свои полномочия Зурабишвили будет использовать только в случае особенных и индивидуальных дел.
Кроме того, отныне до принятия окончательного решения о помиловании, Зурабишвили будет проводить повторные консультации по каждому делу с соответствующим государственным ведомством и специалистами данной области.
Последнее нововведение – это специальная электронная программа по делопроизводству помилования заключенных. Она будет задействована в течение следующего года, до до 1 января 2021 года.
Помилование Мамаладзе
Главная интрига Рождественского акта президента была связана именно с протоиреем Георгием Мамаладзе — фигурантом скандального «дела о цианиде».
Священнослужителя обвиняют в попытке убийства секретаря-референта Католикоса-Патриарха всея Грузии Шорены Тетруашвили. Осенью 2017 года его приговорили к девяти годам тюрьмы.
На заседании 31 октября Священный Синод Грузинской православной церкви решил обратиться к президенту Грузии с просьбой о помиловании Мамаладзе. Официально ходатайство было направлено президенту 8 ноября.
Зурабишвили заявляла, что опасается «общественных волнений», и поэтому подойдет к рассмотрению вопроса «очень осторожно».
Следует отметить, что с просьбой о помиловании Мамаладзе обращались и к предшественнику Зурабишвили, президенту Георгию Маргвелашвили, однако он так и не решился на этот шаг.
В феврале 2019 года осужденный протоирей перенес инсульт. До сих пор он может передвигаться только в инвалидной коляске. Уже несколько месяцев Мамаладзе остается в медчасти исправительного учреждения №9 (т.н. Матросовская тюрьма).
Еще до того, как состояние здоровья Мамаладзе ухудшилось, с просьбой о его помиловании к Зурабишвили обратились шесть влиятельных неправительственных организаций, специализирующихся в сфере защиты прав человека.
В своем ходатайстве правозащитники говорили, что приговоры, вынесенные Мамаладзе двумя судебными инстанциями, вызывают много вопросов и не соответствуют юридическим стандартам.
Семья Мамаладзе называет громкое «дело о цианиде» совместной операцией патриархии и грузинских силовых ведомств. Брат осужденного неоднократно заявлял, что протоиерей, руководивший службой по управлению имуществом патриархии, владеет информацией, которая может дискредитировать священнослужителей. Утверждается, что речь идет о схемах присвоения имущества в патриархии и бизнесе высокопоставленных духовных лиц.