ТБИЛИСИ, 11 января – Новости-Грузия. Тбилисский городской суд 12 января вынесет решение по делу основателей крупнейшего в Грузии «Ти-би-си банка», а в настоящее время лидеров оппозиционной политической партии «Лело» Мамуки Хазарадзе и Бадри Джапаридзе, а также их партнера — бизнесмена Автандила Церетели, который является отцом основателя и гендиректора оппозиционной телекомпании «Пирвели» Вато Церетели.
Хазарадзе, Джапаридзе и Церетели обвиняются в отмывании около 17 миллионов долларов. Судья Георгий Аревадзе объявит свое решение в среду, в 11:00.
Если судья признает их виновными в отмывании денег группой лиц с получением дохода в особо крупном размере, приговор составит от 9 до 12 лет.
Мамука Хазарадзе недавно отказался от мандата депутата парламента Грузии, а Бадри Джапаридзе продолжает пользоваться этим статусом.
Судебное заседание сегодня проходило в напряженной обстановке: Хазарадзе был удален из зала суда после того, как обвинил прокурора во лжи и между ними произошла словесная перепалка.
Прокурор Арчил Ткешелашвили считает, что судья вынесет обвинительный приговор.
«Сегодня завершилось судебное разбирательство. Сторона обвинения представила ряд безошибочных и убедительных доказательств, доказывающих вину обвиняемых. Поэтому мы думаем, что завтра суд вынесет единственно правильное и справедливое решение в виде обвинительного приговора», — сказал Ткешелашвили.
Между тем все подсудимые настаивают на том, что в деле фигурирует обычная транзакция между банком и компанией-партнером, отмывания денег не было, и обвиняют власти в преследовании по политическим мотивам.
«Я стою на верном пути. Мне все равно, какое решение судья примет завтра. Я не сумасшедший и не рад идти в камеру, но свобода — не в стенах, свобода — внутри тебя. Поэтому я свободный человек», — сказал Хазарадзе журналистам.
Также Хазарадзе утверждает, что представители правящей партии предлагали ему «покончить с этим делом», но он «не захотел быть ни у кого в долгу».
«Это политическая вендетта. У нас было предложение от Бидзины Иванишвили, кажется, в прошлом году, чтобы покончить с этим делом. Знаете, чего он добивается? Чтобы все были перед ним в долгу: либо ты должен быть у него в долгу, либо в его «черном списке», чтобы всегда был компромат для давления. Он сумел этого добиться в масштабах всей страны – при помощи Службы госбезопасности, подкупа, выдачи кредитов на кого-то, я говорю о чиновниках, передачей денег в белом конверте… Такова реальность. Если мы не скажем правду в этой стране, мы останемся в этом болоте. Я не хочу в нем быть, уверен и вы тоже», — сказал Мамука Хазарадзе журналистам после судебного заседания.
Хазарадзе настаивает на том, что никакого отмывания денег не было, так как оспариваемая сумма не покидала банковскую систему.
Джапаридзе также отмечает, что в тот год, когда были произведены спорные транзакции, больше всего пострадали именно он и Хазарадзе.
«Сегодня на суде я даже сказал, что если кто и пострадал из-за форс-мажорной ситуации, которая возникла в 2008 году и которую невозможно было предугадать, так это мы. Тогда мы потеряли 2/3 своего имущества», — сказал Джапаридзе.
Депутат подчеркнул, что подобные уголовные преследования должны прекратиться, чтобы «у страны появилось будущее».
Что сказано в материалах дела:
По данным за третий квартал 2021 года, доля Хазарадзе и Джапаридзе в «TBC Bank» составляет 14%. Они являются учредителями банка.
Согласно материалам дела, в апреле-мае 2008 года TBC Bank предоставил кредит в 16 миллионов 754 тысяч долларов компаниям «Самгори трейд» и «Самгори М», которые основал Церетели. В тот же день эти деньги были перечислены на счета основателя TBC Bank Мамуки Хазарадзе и его партнеру по бизнесу Бадри Джапаридзе, несмотря на то, что кредит был запрошен якобы для оборота бизнеса.
В октябре-ноябре 2008 года срок погашения кредита для компаний «Самгори М» и «Самгори трейд» увеличился на год, при том что они и не начинали его погашать. А уже 31 декабря 2008 года, также до начала погашения долга, TBC Bank присвоил кредиту безнадежную классификацию, а затем необоснованно, как считает обвинение, списал и перенес на внешний баланс.
TBC Bank не потребовал возвращения денег и от тех, кто поручился за «Самгори М» и «Самгори трейд». Банк также не стал срезать деньги со счетов компаний или изымать их имущество, которое было под залогом.
Ответственность за возвращение миллионов взяла на себя компания, зарегистрированная (за месяц до выдачи банком кредита) в офшорной зоне, у которой не было никакого финансового актива в Грузии. Эта компания получила право требовать деньги с Хазарадзе и Джапаридзе.
Параллельно этому TBC Bank периодически стал освобождать от ипотеки заложенную компаниями «Самгори М» и «Самгори трейд» недвижимость.
Хазарадзе и Джапаридзе предъявили обвинения в отмывании денег. Они уже внесли назначенный судом залог — по 700 тысяч лари (235 тысяч долларов). Залог за Автандила Церетели в 500 тысяч лари (160 тысяч долларов) внес его сын, Вато Церетели.