В Страсбургском суде не обнаружили нарушений в деле телекомпании «Рустави-2»

2019-07-18T14:59:24+04:0018 Июл, 2019, 12:15|Главное, Новости, Политика|

ТБИЛИСИ, 18 июля – Новости-Грузия. Согласно обнародованному сегодня решению, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не установил ни одного нарушения Конвенции по правам человека в деле грузинской телекомпании «Рустави-2».

Вместе с тем, Страсбургский суд не оставил в силе временное постановление, которое запрещает приводить в действие решение Верховного суда Грузии в отношении «Рустави-2», которое предусматривает передачу прав на оппозиционную телекомпанию лояльному к правительству бизнесмену – одному из ее бывших владельцев.

Как отмечается в решении суда, ЕСПЧ единогласно принял решение приостановить 39-ю статью регламента суда, на основании которого было приостановлено исполнение решения Верховного суда Грузии в отношении телекомпании «Рустави 2».

Телекомпания может обжаловать это решение в Большой палате ЕСПЧ в течение трех месяцев. Если решение не будет обжаловано в установленные сроки, оно вступит в силу через три месяца.

Европейский суд по правам человека, в частности, постановил, что не было нарушения первого 1 статьи 6 Европейской конвенции по правам человека в связи с независимостью и предвзятостью судьи Тбилисского городского суда, судьи Тбилисского апелляционного суда и председателя и судьи Большой палаты, в том числе и председателя и судьи Верховного суда.

По нескольким пунктам отличное от своих других шести коллег мнение в ходе голосования выразил судья ЕСПЧ Винсент Энтони Де Гаетано (Vincent A. De Gaetano), представляющий Мальту. В частности, он указывает на возможное нарушение права на справедливое и публичное разбирательство при рассмотрение дела телекомпании в Тбилисском городском суде.

Де Гаетано сообщил, что внимательно следил за ходом дела в грузинских судах и усомнился в объективности как судьи Тбилисского городского суда, так и председателя ВС Грузии.

Дело телекомпании «Рустави-2»

На сегодняшний день основная доля «Рустави 2» принадлежит «Телекомпании Сакартвело» (51%), Левану Караманишвили (22%) и Георгию Караманишвили (18%). При этом, у братьев Караманашвили 50% доли в самой «Телекомпании Сакартвело», а 50% этой компании принадлежит сыну члена бывшей правящей партии «Единое национальное движение» Николозу Накопия.

Жалобу, которую рассматривает ЕСПЧ, внесли «Рустави 2», «Телекомпания Сакартвело», а также два частных владельца. Этому предшествовала тяжба в судах Грузии, продолжавшаяся более двух лет и ставшая одной из самых резонансных в истории грузинского судейства.

В 2015 году лояльный к нынешним властям бизнесмен Кибар Халваши, владевший «Рустави 2» в 2004-2006 годах, подал гражданский иск против нынешних владельцев телекомпании — четырех упомянутых заявителей. Халваши утверждал, что при власти «Национального движения» его вынудили продать свои акции высокопоставленным чиновниками. В итоге, суд принял в пользу Халваши решение о заморозке активов как телекомпании «Рустави 2», так и «Телекомпании Сакартвело». Это постановление осталось в силе и по апелляции.

Верховный суд Грузии 2 марта 2017 года постановил, что Халваши принудили к продаже его акций, и теперь соглашение о продаже должно быть расторгнуто.

3 марта 2017 года ЕСПЧ беспрецедентно быстро рассмотрел ходатайство нынешних владельцев и решил приостановить исполнение решения Верховного суда Грузии. В ноябре того же года ЕСПЧ принял дело к рассмотрению.

Иск «Рустави 2» был составлен на основании статей о праве на справедливое судебное разбирательство, праве на свободу выражения мнений, на основании статьи о пределах использования ограничений в отношении прав, а также на основании протокола о защите собственности.

Таким образом, решение Верховного суда Грузии о передаче телекомпании Халваши не могло быть исполнено до тех пор, пока ЕСПЧ не завершит рассмотрение иска телекомпании.