ТБИЛИСИ, 9 апреля – @NGnewsgeorgia. Европейский суд по правам человека вынес решение по четвертому межгосударственному делу «Грузия против России», касающемуся «бордеризации» административных границ после конфликта 2008 года.
Суд единогласно постановил, что имели место нарушения статей 2 (право на жизнь), 3 (запрещение бесчеловечного или унижающего достоинство обращения), 5, §1 (право на свободу и безопасность) и 8 (право на уважение частной и семейной жизни), 1 (защита собственности), 2 (право на образование), Протокола № 1 и статью 2 Протокола № 4 (свобода передвижения) Европейской конвенции по правам человека.
Выдержка из пресс-релиза Страсбургского суда:
Вооруженный конфликт между Грузией и Россией в августе 2008 года привел к процессу, который начался в 2009 году и известен как «бордеризация», блокирование свободного пересечения административных границ между территорией, контролируемой Грузией, и поддерживаемыми Россией отколовшимися грузинскими регионами. Абхазией и Южной Осетией (Цхинвальский регион — прим.ред).
Ситуацию называют «одним из самых болезненных наследий грузино-российского конфликта августа 2008 года» . Правительство Грузии, в частности, утверждало, что люди были убиты при попытке въехать в Абхазию или Южную Осетию или покинуть ее, а другие были арестованы, задержаны и/или подвергались жестокому обращению за «незаконное пересечение» административных границ. Людей лишили земли, которую они использовали для ведения сельского хозяйства, семьи разлучили, а детей заставили выбирать между обучением на русском языке или долгими и опасными поездками для посещения школы, чтобы попасть на на территорию, контролируемую Грузией.
Суд установил, что у него было достаточно доказательств, в частности, списков потерпевших, чтобы сделать вывод о том, что инциденты не были изолированными, а были достаточно многочисленными и взаимосвязанными, чтобы составить закономерность или систему нарушений. Более того, очевидное отсутствие эффективного расследования инцидентов доказывает, что российские власти официально терпимо относились к такой практике.