ТБИЛИСИ, 8 сентября – Новости-Грузия. Кандидат в премьер-министры Грузии Георгий Гахария объяснил, почему не ушел в отставку с поста главы МВД после событий 20 июня, когда в результате разгона акции протеста десятки людей получили телесные повреждения, а двое молодых людей потеряли глаз.
Сегодня на пленарном заседании парламента страны правительство во главе с Гахария должно получить вотум доверия. Затем парламент будет голосовать – для утверждения кабинета министров необходимо 76 голосов, что не является проблемой для правящей партии «Грузинская мечта».
Вопрос о том, почему Гахария не ушел в отставку, будущему премьеру задал депутат Бека Нацвлишвили.
«Уходом в отставку я должен был почему-то кому-то подтвердить, что чувствую себя в чем-то виноватым. Не чувствую. Конечно, я чувствую ответственность перед каждым пострадавшим, в которого попали резиновые пули, который получил повреждения, потерял глаз, мы должны искренне признать, что таких у нас два человека. Но ответственность я чувствую также и за то, чтобы правительство до конца выполнило ответственность заботы о них», — заявил Гахария, отвечая на вопрос депутата.
«Физическое вторжение в государственный институт — это штурм, здесь же не идет речь о входе в парламент с песнями и танцами — вторжение путем штурма имеет свое название, это как минимум называется организованное нападение на государственный институт с целью смены реальности политической конъюнктуры. Если бы я позволил это им сделать, то я должен был бы тогда подать в отставку», — подчеркнул Гахария.
Будущий премьер-министр прокомментировал и акцию протеста, которая сегодня проходит возле парламента – ее организовали те же гражданские активисты, которые требовали отставки Гахария с поста главы МВД.
«Однозначно важно, чтобы включенность молодежи в процесс принятия решений была на очень высоком уровне. На этом будет основано все. Возможно, молодежь нашей страны сегодня стоит на улице со свистками, их возмущению нет предела, мы тоже были такими.
Очень хорошо помню себя приблизительно в таком же возрасте, и в школьном возрасте тоже, хорошо помню, какое возмущение вызывали во мне выражения, которые часто делали именно с этой трибуны. Однако еще раз повторяю, что несмотря ни на что, мы должны сделать две вещи: защитить этих молодых ребят и не позволить деструктивным, популистским силам использовать их как щит.
Единственным путем для этого является их максимальное включение в процесс принятия решений. Это, наверное, единственная сила, от которой мы обязаны терпеть все. И с этой ответственностью мы как-нибудь справимся», — сказал Гахария.
Между тем участники акции протеста перед парламентом встретили это заявление Гахария свистом и возгласами недовольства. Большинство из них смотрят трансляцию из зала заседаний на мобильных телефонах.
Акция протеста на проспекте Руставели 20 июня началась стихийно после того, как в парламенте выступил депутат российской Думы Сергей Гаврилов – сопредседатель Межпарламентской ассамблеи православия, приглашенный в Тбилиси представителями правящей партии «Грузинская мечта».
После того, как не менее 7 тысяч человек вышли выразить на площадь протест, правительство назвало такую реакцию общественности «справедливой», а выступление российского депутата из кресла спикера парламента Грузии «несогласованным» и «ошибкой протокола». В тот же день Гаврилов вынужден был спешно покинуть Грузию.
Однако позже за участие в акции протеста перед парламентом были арестованы 19 человек, в том числе один из лидеров оппозиционной партии «Единое национальное движение» Ника Мелия, который в настоящее время находится под домашним арестом. Более того, МВД начало расследовать дело о попытке силового захвата парламента.
Между тем после разгона акции 20 июня возле парламента Грузии каждый день проходят организованные молодежными активистами акции протеста с требованием отставки Гахария. Именно на таком фоне правящая партия приняла решение выдвинуть его кандидатуру на пост премьер-министра.
Митингующие считают, что Гахария должен понести политическую ответственность за разгон акции протеста 20 июня. После того, как между митингующими и полицией начались стычки, на защиту парламента был выведен спецназ, сотрудники которого применили резиновые пули разных модификаций и слезоточивый газ. В результате этого пострадали сотни митингующих и более 30 журналистов.
На видеокадрах с акции видно, что некоторые сотрудники спецназа вели стрельбу прицельно, о чем свидетельствуют повреждения демонстрантов – некоторым резиновые пули попали в глаза и в голову. Наблюдатели отмечали, что впервые в Грузии при разгоне демонстрантов, наряду со стандартными круглыми резиновыми пулями, были применены пули красного и оранжевого цветов более крупного калибра.