ТБИЛИСИ, 21 апреля – Новости-Грузия. Процедуру освобождения из тюрьмы Ники Мелия и Георгия Руруа обсудили вечером во вторник представители оппозиции и правительства во время рабочего ужина с находящимся в Тбилиси президентом Евросовета Шарля Мишеля.
Согласно достигнутой договоренности, совладелец оппозиционной телекомпании «Мтавари» Георгий Руруа будет освобожден 27 апреля актом помилования президента. Что касается действующего председателя партии «Единое национальное движение» Ники Мелия, то он будет освобожден на основании закона об амнистии, который должен быть принят в ближайшие несколько недель.
27 апреля оппозиция войдет в парламент, зарегистрирует закон об амнистии и Георгий Руруа будет помилован, сообщила журналистам представитель партии ЕНД Саломе Самадашвили.
«После этого мы как можно скорее примем закон об амнистии и, соответственно, если до этого не получится освободить Нику Мелия другими путями, то Мелия будет освобожден по закону об амнистии», — пояснила Саломе Самадашвили.
«Мы собрались здесь, чтобы согласовать окончательную процедуру освобождения политзаключенных. Во вторник (27 апреля) мы все вместе зарегистрируем в парламенте закон об амнистии. Как только это произойдет, госпожа Зурабишвили примет акт о помиловании и это означает, что Руруа будет освобожден уже во вторник», подтвердил журналистам лидер партии «Стратегия Агмашенебели» Георгий Вашадзе.
По его словам, закон об амнистии коснется всех, против кого было возбуждено уголовное дело в связи с акциями протеста 20 июня 2019 года возле парламента Грузии. В их число входят Ника Мелия, а также гражданский активист Бесо Тамлиани. Вашадзе подтвердил, что амнистия коснется и тех полицейских, против которых были возбуждены уголовные дела в связи с превышением служебных полномочий во время разгона митинга – в настоящее время такие дела возбуждены против трех полицейских, хотя никто из них не задержан.
Отвечая на вопросы журналистов, Вашадзе подчеркнул, что амнистия не коснется высокопоставленных должностных лиц, которые отдавали приказ использовать против демонстрантов резиновые пули. «В том числе это амнистия не коснется Георгия Гахария», уточнил Вашадзе. Гахария в тот период возглавлял МВД и еще несколько месяцев после разгона митинга активисты проводили акции протеста, добиваясь его отставки.
Вашадзе подчеркнул, что «все стороны на встрече выразили готовность принять закон об амнистии как можно скорее из-за процедурных проблем, связанных с освобождением Мелия из тюрьмы».
Как известно, освобождение Мелия является одним из главных требований оппозиции для прекращения бойкота заседаний парламента и полноценной работы в высшем законодательном органе.
Дело Руруа
Тбилисский городской суд в июле 2020 года признал Георгия Руруа виновным в незаконном хранении, приобретении и ношении оружия и приговорил его к четырем годам заключения.
Адвокаты отмечают, что в доме у Руруа есть официально оформленная коллекция оружия и называют выдвинутые против него обвинения сфальсифицированными. Кроме того, в качестве свидетелей в деле фигурируют только полицейские.
Кроме того, в марте, телеканал «Мтавари» показал интервью бывшего сотрудника Службы госбезопасности Иване Гулашвили, который признается в том, что ему поручали устанавливать слежку за оппонентами властей. Гулашвили утверждает, что он установил на машине Ники Руруа GPS-навигатор для отслеживания передвижения. После этого интервью подал в отставку заместитель главы МВД Каха Сабанадзе, а прокуртаура начала следствие.
Руруа отбывает наказание в Глданской тюрьме, где 2 ноября 2021 года он был избит группой заключенных. После этого двоих сотрудников тюрьмы задержали и обвинили в служебной халатности.
Освобождение политзаключенных было среди пунктов соглашения, заключенного 8 марта 2020 года между правящей партией и оппозицией. Из списка, который тогда озвучивали оппоненты властей, только Руруа остался под стражей.
Грузинская оппозиция считает Руруа политзаключенным и требует его освобождения. Часть депутатов Европарламента и Конгресса США также выразили мнение о том, что Руруа должен быть помилован.
Георгий Руруа – брат бывшего министра культуры Грузии в правительстве президента Михаила Саакашвили, одного из бывших лидеров «Единого национального движения» Ники Руруа и близкий друг многих оппозиционеров.
Дело Мелия
Что касается Ники Мелия, который с декабря 2020 года был избран председателем «Единого национального движения», то против него ведется следствие из-за участия в акциях протеста 20-21 июня 2019 года, также известных как «ночь Гаврилова».
Летом 2019 года против Мелия были выдвинуты обвинения в организации группового насилия, руководстве им или участии. 26 июня парламент Грузии лишил оппозиционного политика депутатской неприкосновенности, разрешив следственному ведомству обратиться в суд с просьбой о его задержании.
По решению Тбилисского городского суда, оппозиционера освободили под залог в размере 30 тысяч лари (9 тысяч долларов) до окончания следствия. Кроме того, на Мелия надели электронный браслет и запретили выходить из дома без разрешения прокуратуры.
1 ноября 2020 года на масштабной протестной акции у здания парламента Грузии Мелия демонстративно сорвал и выбросил браслет, с помощью которого отслеживались его передвижения. Тогда он заявил, что не собирается носить браслет, поскольку он является «символом несправедливости».
На выборах 2020 года Мелия вновь был избран депутатом, однако его коллеги из «Грузинской мечты» в парламенте 10 созыва вновь проголосовали за лишение Мелия депутатской неприкосновенности по требованию прокуратуры.
После этого прокуратура обратилась к суду, потребовав ужесточить меру пресечения в отношении Мелия. Ходатайство было удовлетворено частично. Сумму залога увеличили на 40 тысяч лари, до 70 тысяч лари (30 тысяч из этой суммы Мелия уже заплатил раньше). Мелия также запретили пересекать государственную границу без предварительного уведомления и согласия прокуратуры.
Оппозиционер должен был выплатить сумму в течение установленного срока в 50 дней, то есть до 24 декабря 2020 года. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Грузии, залог также мог быть обеспечен недвижимым имуществом, эквивалентным его сумме.
В Генпрокуратуре отмечают, что согласно декларации, которую Мелия заполнил 31 декабря 2020 года, у него было достаточно средств для выплаты залога, однако он этого так и не сделал этого.