ТБИЛИСИ, 3 мая – @NGnewsgeorgia. Грузия резко ухудшила свои позиции в Индексе свободы прессы, который ежегодно публикуют «Репортеры без границ» (RSF).
#Грузия: после месяца демонстраций, во время которых полиция преследовала журналистов, страна отходит от европейского пути и опустилась на 26 мест во всемирном индексе свободы прессы RSF за 2024 год. @RSF_inter призывает к отмене закона об «иностранных агентах». #WPFD2024 pic.twitter.com/N0cA8TPqbG
— Репортеры без границ (@RSF_ru) May 3, 2024
На фоне рассматриваемого в Грузии закона об иноагентах страна потеряла 26 строчек. Теперь она занимает 103-е место из 180. Соседи Грузии по индексу – Кения (104-я строчка) и Ангола (102-я).
- Место страны в рейтинге зависит от количества присвоенных ей баллов. 100 — максимально возможный уровень свободы прессы, 0 — максимально низкий. Балл складывается на основе количественного подсчета злоупотреблений в отношении СМИ и анализа ситуации с медиа в стране на основе вопросника. Среди исследуемых показателей — политический, экономический, социокультурный контексты, правовая база и безопасность.
Грузия получила 53,05 балла, что по классификации RSF описывает ситуацию как «проблемную». В 2023 году страна была на 77-й позиции с 61,69 балла.
«Официальное вмешательство подрывает усилия по улучшению свободы прессы. Среда по-прежнему враждебна к независимым и оппозиционным СМИ, растет число словесных и физических нападок на журналистов, а также предпринимаются попытки принять законы, направленные на маргинализацию независимых СМИ и сужение пространства для свободы слова», — говорится в оценке Грузии.
На первом месте в рейтинге этого года — Норвегия, она занимает эту позицию уже восемь лет подряд, у нее более 91,89 баллов. На последнем месте — Эритрея (около 17 баллов).
Индексе свободы прессы составляется с 2002 года. Авторы отмечают, что с того времени ситуация со свободой прессы в мире в целом ухудшилась.
«В глобальном масштабе очевидно одно: свобода прессы находится под угрозой со стороны тех самых людей, которые должны быть ее гарантами: политических властей», — резюмируют в RSF.