ТБИЛИСИ, 13 февраля – Новости-Грузия. Решение прокуратуры по делу председателя «Единого национального движения» Ники Мелия – это продолжение «преступной борьбы» властей Грузии против политических оппонентов, которая не имеет ничего общего с правосудием и правом. Об этом говорится в совместном заявлении более двух десятков оппозиционных партий, распространенном накануне.
12 февраля Генпрокуратура Грузии обратилась к парламенту с просьбой дать согласие на задержание лидера крупнейшей оппозиционной партии страны, депутата Ники Мелия.
ПО ТЕМЕ Прокуратура Грузии обратилась к парламенту для задержания Ники Мелия
«Прокуратура Иванишвили обратилась к парламенту, который не выражает воли грузинского народа, за согласием на задержание Ники Мелия. Мы, демократические оппозиционные партии Грузии считаем, что это и другие решения принятые, касательно Ники Мелия, представляют преступную борьбу властей против политических оппонентов, которая не имеет ничего общего с правосудием и правом», — говорится в заявлении.
Следственное ведомство обратилось к парламенту после того, как истек срок выплаты залога в 70 тысяч лари, установленный для Мелия в качестве меры пресечения по делу о беспорядках 20 июня 2019 года, также известных как «ночь Гаврилова». Политик обвиняется в организации и руководстве групповым насилием, а также участии в нем.
Решение Мелия о невыплате залога было принципиальным. Он считает начатое против него дело сфабрикованным. Политик неоднократно заявлял, что правящая «Грузинская мечта» использует государственные институты, чтобы отстранить его от политических процессов.
Авторы обращения считают, что требование о выплате залога было «циничным и абсурдным». Они напоминают, что политик «не покидал страны даже под угрозой ареста», а ранее сам потребовал аннулирования его парламентского мандата, поскольку считает выборы сфальсифицированными, однако эту просьбу до сих пор не удовлетворили.
«Дело Мелия – наглядный пример того, какими методами борется «Грузинская мечта» для сохранения власти и какую большую опасность представляет это дело для будущего Грузии», — говорится в заявлении.
Оппозиционные партии также расценивают как провокацию то, что в СМИ заранее началась подготовка СМИ «процесса задержания или незадержания» Ники Мелия. Они указывают, что все это «демонстрирует возможности еще большей поляризации и без того радикальной политической среды».
Авторы обращения призывают власти прекратить преследование оппонентов и соблюдать соглашение от 8 марта 2020 года, достигнутое сторонами при посредничестве послов США и ЕС. Оппозиция также требует продолжения переговоров для обсуждения новых выборов и освобождения из тюрьмы совладельца телеканала «Мтавари», бизнесмена Георгия Руруа, обвиняемого в хранении-ношении огнестрельного оружия.
Обращение подписали: «Единое национальное движение», «Европейская Грузия», Лейбористская партия Грузии, «Лело», «Новая Грузия», Республиканская партия Грузии, «Национально-демократическая партия», «Европейские демократы», «Парламентское общество Грузии», «Христианско-консервативная партия», движение «Государство для народа», «Гирчи – больше свободы», «Стратегия Агмашенебели», «Движение за справедливость», «Христианско-демократическое движение», «Новые христианские демократы», «Единая Грузия – Демократическое движение», «Побеждающая Грузия», «Закон и справедливость», «Гражданский альянс за свободу», «Свободная Грузия», «Служи Грузии», а также политики Елена Хоштария, Шалва Шавгулидзе, Ираклий Глонти.
Пока что не известно, какое решение примет парламент в ответ на запрос прокуратуры. В рамках расследования этого дела законодательный орган предыдущего созыва уже однажды лишил Мелия неприкосновенности по запросу прокуратуры. Это произошло 26 июня 2019 года.
По решению Тбилисского городского суда, оппозиционера освободили под залог в размере 30 тысяч лари до окончания следствия. Также на Мелия надели электронный браслет и запретили выходить из дома без разрешения прокуратуры.
1 ноября 2020 года на масштабной протестной акции у здания парламента Грузии Мелия демонстративно сорвал и выбросил электронный браслет, с помощью которого отслеживали его передвижения. Тогда он заявил, что не собирается носить браслет, поскольку он является символом несправедливости.
После этого прокуратура обратилась к суду, потребовав ужесточить меру пресечения в отношении Мелия. Ходатайство было удовлетворено частично. Сумму залога увеличили на 40 тысяч лари, до 70 тысяч лари. Мелия также запретили пересекать государственную границу без предварительного уведомления и согласия прокуратуры.
Оппозиционер должен был выплатить сумму в течение установленного срока в 50 дней, то есть до 24 декабря 2020 года.