Ингури ГЭС — грузинское чудо света. ИНТЕРВЬЮ 

Текст: Анна Анастасиади

В конце января самая крупная гидроэлекстростанция не только в Грузии, но и на всем Кавказе, закрылась на плановый ремонт. Работа возобновится через два месяца — в апреле. Об истории ГЭС, грузино-абхазском сотрудничестве и создании туристической зоны на плотине в интервью «Новости-Грузия» рассказал член совета директоров Ингури ГЭС Джони Чания.

— В конце января на Ингури ГЭС стартовали плановые ремонтные работы, которые завершатся к апрелю. Как улучшится работа ГЭС после их завершения?

— Ремонтные работы можно назвать плановыми в соответствии с правилами эксплуатации Ингури ГЭС – каждые 10 лет должен проводиться осмотр и, в случае необходимости, осуществляться соответствующие ремонтные работы. Ведь комплекс ГЭС является огромным сооружением.

В данный момент ведутся осмотр и ремонтные работы в деривационном тоннеле (подземное сооружение для подачи воды на значительные расстояния – НГ)

Ремонт на Ингури планировался еще несколько лет назад. Тогда мы провели осмотр состояния плотины, но сами ремонтные работы были перенесены по техническим причинам – надо было провести тендер, решить вопрос финансирования, выбрать главного инженера и так далее.

— Были ли на Ингури ГЭС когда-нибудь аварии или внештатные ситуации?

Как вы знаете, Ингури ГЭС работает уже более сорока лет. Каких-либо аномальных аварий или неполадок в работе станции никогда не наблюдалось, потому что мы всегда работали четко и соблюдали все меры безопасности.

— Изменятся ли тарифы на электроэнергию для потребителей после ремонта?

Вопрос установления тарифов решается иначе, проведение ремонтных работ на этот процесс никак не влияет. Наша главная задача – повысить надежность работы Ингури ГЭС.

— Будет ли завершен проект Худони ГЭС?

(Худони ГЭС — недостроенная гидроэлектростанция на реке Ингури, выше действующей ГЭС. Строительство было начато в 1979 году, но остановлено в 1989 году в связи с протестами активистов экологических движений. С 2005 года в Грузии не раз поднимался вопрос возобновления строительства Худони ГЭС, и каждый раз это вызывает неоднозначную реакцию общественности – НГ).

К сожалению, у меня нет никакой информации о строительстве Худони ГЭС. Я считаю, что строительство Худони в перспективе должно быть рассмотрено самым серьезным образом. Но для этого должен быть проведен ряд важнейших мероприятий – переговоры с местным населением, необходима помощь со стороны правительства, поиск инвесторов и так далее.

— Ингури ГЭС – это уникальный проект с точки зрения сотрудничества грузинской и абхазской сторон. Несмотря на фактор вооруженного конфликта, работа станции не была приостановлена ни на один день. Как сегодня осуществляется совместная работа, принятие решений?

В целом Ингури ГЭС управляет министерство экономики Грузии, принятие решений исходит от центральных властей Тбилиси.

Большая часть произведенной электроэнергии поставляется в Абхазию. Конечно, случилась война, мы оказались по разные стороны, между нами выстроились эти искусственные границы, но мы знаем, что все это временно. Что нам делать — там ведь остались наши люди, которые нуждаются в электроэнергии, мы не можем их подвести и работаем ради них.

Грузинская сторона поставляет абхазской электроэнергию совершенно бесплатно, но мы не знаем, как тарифы регулируются там, на местном уровне и какая плата взимается с населения – нам это неизвестно.

— После грузино-абхазского конфликта, Ингури ГЭС оказалась прямо на границе. Как распределяются объекты на грузинской и абхазской стороне и как получается работать совместно?

В целом, принцип работы любой гидроэлектростанции очень прост –генераторы вырабатывают электроэнергию. Генераторы приводятся в действие сильнейшим напором воды, для получения которого используется плотина и деривация. Так вот, плотина, как вы знаете, находится здесь, на территории региона Самегрело – Земо Сванети, а пять генераторов – уже на территории Абхазии.

Одно без другого работать никогда не сможет, поэтому мы работаем в кооперации. Мы, наверное, единственные граждане Грузии, которые можем беспрепятственно посещать территорию Абхазии. Но естественно, не все сотрудники ГЭС могут это делать.

— В 2018 году правительство Грузии представило интересный проект создания на территории Ингури ГЭС туристической зоны. Что происходит с этими планами? 

Основные работы, предусмотренные в рамках данного проекта, уже завершены. Осталось только осуществить строительную часть, над этим ведется активная работа. Если бы не пандемия коронавируса, эти работы, возможно, уже были бы закончены.

Поэтому после завершения ремонта, работы по обустройству туристической инфраструктуры на территории Ингури ГЭС обязательно будут возобновлены.

Важно отметить, что станция всегда была открыта для посещения, сюда могут приехать все, кто хочет посмотреть на наше «чудо света». Гидроэлектростанция — наша гордость, мы ее называем «нашей пирамидой Хеопса» и всегда рады гостям.

Сейчас, во время ремонтных работ, доступ на эту территорию ограничен из-за соблюдения мер безопасности. Когда ремонт закончится, мы снова будем рады принимать туристов.

— Ингури ГЭС была построена во времена СССР и к её созданию были подключены и российские специалисты. Принимают ли они сейчас участие в работе ГЭС?

Не только российская сторона была привлечена к возведению ГЭС —  в этом принимали участие все союзные государства. В поселке, который был построен для персонала возле станции, в свое время жили как тбилисские, так и московские профессора, академики. Ведь это была первая и самая главная плотина в Союзе. Здесь работали и представители стран Восточной Европы из Социалистического содружества, и даже итальянские специалисты.

— В прессе можно встретить такую теорию возможной экологической катастрофы — в случае аварии и прорыва дамбы на Ингури ГЭС, уровень воды в Черном море может увеличиться в разы. Так ли это?

Действительно, объем водохранилища Ингури немаленький — 1 миллиард 100 миллионов м³ — это действительно много. Но специалисты понимают, что это ничто по сравнению с объемом воды в Черном море. В случае подобного развития событий уровень воды в море изменится буквально на пару миллиметров. Да и с какой стати на Ингури ГЭС должна произойти авария – мы работаем здесь именно для того, чтобы такого никогда не произошло.

— Проблема строительства новых ГЭС в Грузии на сегодняшний день очень актуальна – жители разных регионов часто протестуют, выступают против таких проектов. Их аргумент – ГЭС вредят экологии. А как вы относитесь к этому вопросу? 

Я прокомментирую это так – в Грузии существуют дефицит электроэнергии приблизительно в размере двух миллиардов кВт/ч.

Между тем, производство электроэнергии должно опережать потребление. Соответственно, нам необходима дополнительная мощность в два-три миллиарда, чтобы работать на опережение для развития нашей страны. Если в стране дефицит электроэнергии в два миллиарда кВт/ч – как можно построить новый завод на несколько сотен рабочих мест?

В Грузии постоянно жалуются на отсутствие рабочих мест, а для того чтобы они были – надо строить новые заводы и фабрики. При этом люди забывают, что в этом вопросе основа основ – это электроэнергия.

Я считаю, что ГЭС должны строить, и делать это качественно, ведь альтернативного способа получения энергии у нас в стране нет.

Конечно, электроэнергию можно покупать у других стран, но есть ли у Грузии такая возможность? А современные так называемые «чистые» способы добычи электроэнергии – солнце и ветер, очень нестабильны и так же довольно затратные.

Мы часто ориентируемся на западные страны, давайте сделаем то же самое и прямо сейчас.

Но возьмем одну и самых развитых и экологически чистых стран – Швейцарию. Я не раз там бывал, и знаете, как много там ГЭС? (в Швейцарии функционируют более пяти сотен ГЭС с минимальной мощностью одного генератора в 300 кВт – НГ).

Так что, всех людей, которые хотят жить в развитой и экологически чистой стране, при этом протестующих против строительства ГЭС, я бы с удовольствием свозил на очень интересную экскурсию в Швейцарию.

 

«Новости-Грузия» в Telegram: подписаться >>>
«Новости-Грузия» в Facebook: перейти и обсудить >>>
Партнерские материалы