ТБИЛИСИ, 15 января — Новости-Грузия. В Грузии 2019 год характеризовался политической напряженностью и постоянными протестами по поводу избирательных реформ. Об этом говорится в ежегодном докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW), посвященном правам человека в разных странах мира.
Говоря о событиях в Грузии, HRW уделяет особое внимание протестной акции, которая началась в Тбилиси 20 июня в ответ на визит в Грузию российского депутата-коммуниста Сергея Гаврилова.
Против демонстрантов, собравшихся перед зданием парламента, спецназ МВД применил слезоточивый газ и резиновые пули нескольких модификаций, были задействованы водометы. Тогда пострадали 240 человек, в том числе более 30 журналистов. МВД также заявило, что пострадало 80 полицейских, хотя если несколько десятков демонстрантов получили тяжелые физические увечья, все полицейские отделались легкими повреждениями.
«Правительство использовало чрезмерную силу для разгона в основном ненасильственного протеста», — считает HRW. В докладе указывается, что именно среди демонстрантов было большего всего пострадавших. Несмотря на это обстоятельство, впоследствии уголовное преследование было «в основном односторонним».
HRW напоминает, что после «ночи Гаврилова» власти пообещали провести избирательную реформу, но отказались от этой инициативы, что привело к новой волне протестов.
«Чтобы избежать дальнейшего политического кризиса, председатель парламента подал в отставку, а большинство членов «Грузинской мечты» согласились на проведение парламентских выборов 2020 года по полностью пропорциональной избирательной системе. Тем не менее, позже они проголосовали против этой инициативы, что вызвало новые протесты. Протестующие требовали досрочных выборов и изменения существующей смешанной избирательной системы, благодаря которой правящая партия получает несоразмерное преимущество», — говорится в докладе.
Злоупотребления правоохранителей
HRW считает, что безнаказанность за злоупотребления со стороны сотрудников правоохранительных органов «остается постоянной проблемой» Грузии.
Правозащитники указывают, что власти дважды откладывали запуск Государственной инспекции, созданной в 2018 году для расследования злоупотреблений в правоохранительных органах и других должностных лиц. Причиной отсрочек называлось отсутствие финансирования. Служба Госинспекции начала работу только 1 ноября 2019 года.
За прошедший год аппарат омбудсмена принял 54 жалобы на жестокое обращение со стороны тюремного персонала или полиции. Изучив их, народный защитник обратился в прокуратуру с просьбой начать расследование по 52 делам. Ни в одном случае прокуратура не начала уголовное преследование.
HRW говорит и об «односторонней ответственности» после событий «ночи Гаврилова».
«Власти начали расследование массовых беспорядков, предъявив обвинение по меньшей мере 19 протестующим, 15 из которых до сих пор остаются в досудебном заключении. Депутат-оппозиционер Ника Мелия был отправлен под домашний арест», — отмечено в докладе.
Правозащитники указывают, что прокуратура присвоила статус пострадавших 67 полицейским и только четверым гражданским лицам.
«Из-за этого многие раненые демонстранты были лишены возможности просматривать материалы дела. После критики гражданского общества, в ноябре еще три человека получили статус пострадавших», — сообщают в HRW.
В докладе указывается, что обвинения в превышении полномочий предъявлены только трем полицейским. Всех их суд отпустил под залог. Еще 11 сотрудников МВД были временно отстранены, а два дела МВД направило в прокуратуру.
Свобода СМИ
Еще одна важная тема доклада HRW – это дело «Рустави 2», самой рейтинговой телекомпании Грузии. Правозащитники отмечают, что июльское решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) «потрясло грузинский медиа-ландшафт». Тогда ЕСПЧ счел, что во время продолжительных судебных разбирательств о праве собственности на «Рустави 2», не было допущено нарушений.
В результате телекомпания перешла к приближенному к властям бизнесмену Кибару Халваши, который утверждал, что в 2006 году его вынудили продать «Рустави 2» по цене гораздо ниже рыночной стоимости. HRW напоминает, что бывший генеральный директор «Рустави 2» Ника Гварамия заявлял, что правительство начало судебные разбирательства только с одной целью – «захватить телекомпанию, которая воспринималась как оппозиционная».
Несмотря на обещание о невмешательстве в редакционную политику телеканала, новый гендиректор «Рустави 2» Паата Салия уволил главу информационной службы, а также нескольких продюсеров и ведущих политических и развлекательных ток-шоу. Причиной назывался конфликт интересов с новым владельцом. Этот шаг побудил к увольнению почти всех сотрудников информационного отдела, и новостные выпуски на «Рустави 2» были временно приостановлены.
В августе прокуратура выдвинула обвинения в «злоупотреблении служебными полномочиями» против Ники Гварамия. Утверждалось, что в 2015 году он заключил фиктивную сделку по размещению коммерческой рекламы, из-за чего телекомпания якобы потеряла 7,2 миллиона лари (примерно 2,5 миллиона долларов). В качестве меры пресечения суд установил в отношении Гварамия залог в размере 40 тысяч лари (около 13,5 долларов). Судебный процесс по делу продолжается до сих пор.
«Некоторые НПО считают расследование политически мотивированным, направленным на преследование оппонентов и критически настроенных СМИ», — отмечено в докладе.
Обеспокоенность HRW вызывает и уголовное дело, начатое против Автандила Церетели – отца основателя телекомпании «Пирвели», которая также считается независимым и критическим вещателем.
«Прокуратура утверждала, что в 2008 году Церетели оказал помощь бывшему председателю правления TBC Bank Мамуке Хазарадзе и его заместителю в «легализации незаконных доходов» в размере 17 миллионов долларов. НПО раскритиковали этот шаг, оценив его, как очередную попытку оказания давления на независимый и критический вещатель», — сказано в докладе.
Карательная наркополитика
«Хотя общее число судебных преследований, связанных с наркотиками, сокращается, власти продолжают поддерживать жесткие законы о наркотиках, которые могут использоваться для судебного преследования людей за простое потребление (за исключением марихуаны) или хранение наркотиков для личного пользования», — говорится в отчете.
HRW указывает, что связанные с наркотиками уголовные преступления «часто приводят к длительным срокам заключения, запретительным штрафам и ограничению других прав, в том числе права на управление транспортным средством или работу по ряду профессий».
Трудовые права
HRW считает, что трудовое законодательство Грузии не в достаточной мере регулирует такие критерии, как рабочее время, время отдыха, выходные и ночные смены, а также не предусматривает государственного надзора за всеми условиями труда.
«Трудовая практика, ставшая следствием этих неблагоприятных правил, зачастую отдает приоритет производственным целям, подрывая безопасность работников», — указывают в HRW.
Согласно данным Объединения профсоюзов Грузии, с января по октябрь 2019 года в результате несчастных случаев на производстве погибли 36 рабочих, а 107 получили травмы.
Правозащитники напоминают, что власти разработали законодательные поправки «для устранения некоторых пробелов в законе, касающихся сверхурочных, нерабочего времени, а также для усиления трудовой инспекции», однако до сих пор парламент не приступил к обсуждению инициативы.
Дискриминация членов ЛГБТ-сообщества
В 2019 году в Грузии произошло сразу несколько случаев нарушения прав ЛГБТ-лиц, которые осудили ООН, ЕС, США и Совет Европы.
HRW рассказывает о том, как в июне в Грузии проходила «Неделя достоинства» — серия различных социальных, политических и культурных мероприятий, посвященных защите прав лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов. Центральным событием недели должен был стать «Марш достоинства», запланированный на 22 июня.
«31 мая министерство внутренних дел распространило заявление, в котором говорилось, что мероприятия нельзя проводить на улице из-за рисков в отношении людей, вовлеченных в события. 14 июня Грузинская православная церковь призвала власти «не допустить» проведения Tbilisi Pride, назвав его «абсолютно неприемлемым». Два дня спустя, гомофобные группировки во главе с ультраконсервативным бизнесменом Леваном Васадзе провели митинг, объявив о создании добровольных отрядов самообороны против Tbilisi Pride и геев. Полиция начала расследование заявлений Васадзе, которое не имело никаких результатов», — сказано в докладе.
Еще один случай, о котором говорит HRW, касается акций ноябрьских протестов ультранационалистических групп против показа грузино-шведского фильма об однополой любви «А потом мы танцевали» в Тбилиси и Батуми.
Правозащитники напоминают, что радикалы «преследовали и время от времени нападали на кинозрителей». В административном порядке полиция задержала 27 человек, а против одного было начато уголовное дело по статье «насилие».