ТБИЛИСИ, 22 сентября — Новости-Грузия. Парламент Грузии со следующей недели начнет рассмотрение кандидатур в судьи Верховного суда, представленных Высшим советом юстиции. Об этом заявил председатель парламента Арчил Талаквадзе.
В настоящее время 20 из 28 мест в Верховном суде являются вакантными, включая пост председателя. Бюро парламента Грузии в начале сентября зарегистрировало список из 20 кандидатов в судьи, представленный советом. Теперь их должны заслушать на открытых слушаниях в юридическом комитете, а затем каждый кандидат будет представлен на голосование на пленарном заседании парламента. Для назначения на должность судьи Верховного суда бессрочно, кандидат в судьи должен получить поддержку большинства всего состава членов парламента.
«Независимый суд, надежное правосудие очень важны для наших граждан, поэтому в рамках осенней сессии мы осуществим четвертую волну судебной реформы, куда входит много важных тем: реформа высшей школы юстиции, правила и процесс назначения судей, дисциплинарное делопроизводство и вопрос подотчетности Высшего совета юстиции… С понедельника мы уже начинаем рассмотрение кандидатов в судьи. Мы обеспечим максимально прозрачный и демократический процесс. У всех граждан будет возможность следить за процессом избрания судей и теми решениями, которые парламент примет по этому вопросу», — сказал Талаквадзе.
Процесс отбора судей затянулся из-за скандала, который разразился в конце декабря 2018 года. Все началось в декабре прошлого года, когда Высший совет юстиции представил в парламент список кандидатов из 10 человек. Он вызвал критику со стороны НПО, парламентской оппозиции и части правящей команды. Главной причиной этого стало то, что в списке оказались судьи из «старого клана» — влиятельной группы, которая начала работу в системе еще в начале 2000-х годов. Представителей «клана» обвиняют в обслуживании политических интересов как бывшей правящей партии «Единое национальное движение», так и сменившей ее «Грузинской мечты».
Парламент отложил обсуждение вопроса на весеннюю сессию и начал работу над правилами отбора кандидатов в судьи ВС, которые ранее не регулировались.
Вскоре после принятия поправок в Закон «Об общих судах», в мае Высший совет юстиции объявил конкурс на вакантные места в Верховном суде.
В общей сложности Совет получил 139 заявлений. В результате тайного голосования 20 июня, 50 кандидатов были переведены на этап собеседования. Двое из них, Леван Тевзадзе и Амиран Дзабунидзе, сами отказались участвовать в конкурсе.
В окончательном списке оказались:
- Тамар Алания — судья Тбилисского апелляционного суда
- Мераб Габинашвили — председатель следственной коллегии Тбилисского апелляционного суда
- Шота Гецадзе — судья административной палаты Тбилисского апелляционного суда
- Миранда Эремадзе — судья административной палаты Тбилисского апелляционного суда
- Мамука Васадзе — заместитель генерального прокурора Грузии
- Майя Вачадзе — бывшая судья Верховного суда
- Тамар Замбахидзе — судья Тбилисского апелляционного суда
- Шалва Тадумадзе — генеральный прокурор Грузии
- Заза Тавадзе — председатель Конституционного суда Грузии
- Владимир Какабадзе — судья Тбилисского апелляционного суда
- Леван Микаберидзе — судья Тбилисского апелляционного суда
- Георгий Микаутадзе — секретарь Высшего совета юстиции
- Паата Силагадзе — председатель дисциплинарной палаты Верховного суда
- Нугзар Схиртладзе — судья Верховного суда
- Лали Папиашвили — судья Конституционного суда
- Нино Кадагидзе — судья Тбилисского апелляционного суда
- Лаша Кочиашвили — судья Тбилисского городского суда
- Кетеван Цинцадзе — независимый эксперт Высшего совета юстиции
- Александр Цуладзе — партнер юридической фирмы CLL Law Firm
- Гоча Джейранашвили — судья Тбилисского городского суда
Оценка процесса БДИПЧ
В последнем докладе БДИПЧ/ОБСЕ, опубликованном 10 сентября, говорится, что, «несмотря на осуществление позитивных мер по формированию доверия общественности к судебной системе», «процессу представления и назначения судей в Верховный суд Грузии не хватает прозрачности и подотчетности».
Было отмечено, что Высший совет юстиции «не принял процедурные правила проведения собеседования или поведения во время собеседования, чтобы обеспечить справедливость и упорядоченность процесса». В БДИПЧ считают, что это «привело к неравному обращению с кандидатами, к дальнейшему снижению прозрачности и собеседования проходили очень неорганизованным».
В ходе собеседований для наблюдателей стали очевидны внутренние противостояния в Совете юстиции. Это выражалось «в враждебных комментариях и острых спорах во время собеседования» и привело созданию непрофессиональной среды.
Наблюдатели БДИПЧ пришли к выводу, что в разработанных критериях отбора судей сохранились основные недостатки, из-чего существует вероятность политизации процесса назначения в парламенте.
«Отсутствие прозрачности процедур принятия решений Высшим советом юстиции может привести к произвольному назначению кандидатов на должности судей, что в свою очередь может навести тень на добросовестность процесса назначения и может вызвать нарушение статьи 6 Европейской конвенции прав человека, которая устанавливает минимальные гарантии независимого и непредвзятого суда», — говорилось в докладе.
БДИПЧ призывало парламент Грузии «критически рассмотреть процесс с Высшим советом юстиции и предпринять шаги по устранению выявленных процедурных недостатков, чтобы обеспечить доверие к процессу и отобрать лучших кандидатов на основе заслуг».