ТБИЛИСИ, 6 марта – Новости-Грузия. Парламентские выборы, прошедшие в Грузии осенью 2020 года, были конкурентными, но с недостатками – широко сообщалось о случаях запугивания избирателей, а по итогам голосования большинство жалоб о нарушениях были отклонены на формальных основаниях. Об этом говорится в финальном отчете Ограниченной миссии по наблюдению за выборами (ОМНВ) Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ).
Доклад подготовлен по итогам совместной работы Миссии наблюдателей БДИПЧ/ОБСЕ, Парламентской ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ), Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и Парламентской ассамблеи НАТО (ПА НАТО). Финальному отчету международной миссии по наблюдению за выборами предшествовали два промежуточных заключения. Они были обнародованы 1 и 11 ноября.
В международной миссии по наблюдению за выборами критикуют отдельные аспекты избирательного процесса. Одновременно авторы доклада нигде прямо не говорят о том, что голосование было несправедливым.
«В заявлении о предварительных выводах и заключениях, опубликованном миссией 1 ноября, был сделан вывод о том, что выборы «были конкурентными и в целом были соблюдены фундаментальные свободы». Тем не менее, широко распространенные обвинения в давлении на избирателей и стирании границ между правящей партией и государством снизили доверие общества к некоторым аспектам процесса», — говорится в отчете.
Основные тезисы:
- Правовая база была существенно пересмотрена, что позволило обеспечить надежную основу для проведения демократических выборов, однако для устранения недостатков необходимы дальнейшие усилия.
- Технические аспекты выборов были реализованы эффективно, несмотря на проблемы, связанные с пандемией COVID-19. Тем не менее, доминирование правящей партии в избирательных комиссиях негативно сказалось на восприятии их беспристрастности и независимости, особенно на нижних уровнях.
- Общая структура финансирования предвыборной кампании, подразумевающая высокий лимит расходов, ставит в невыгодное положение небольшие и новые партии.
- Сильная поляризация СМИ. Аналитических репортажей и политических дискуссий было мало, что ограничивало способность избирателей сделать полностью осознанный выбор.
- На избирательных участках, которые посетили международные наблюдатели, процедуры в основном соблюдались. Одновременно присутствие наблюдателей от политических партий на участках было «чрезмерным», периодически они вмешивались в процесс.
Как указали в БДИПЧ, определенные пробелы в избирательном законодательстве Грузии по-прежнему сохраняются. В некоторых случаях это привело «к непоследовательному применению закона избирательной администрацией, судами и другими соответствующими субъектами».
«Принятые недавно законодательные поправки частично учитывают предыдущие рекомендации БДИПЧ и Совета Европы. Однако ряд рекомендаций остается невыполненным, в том числе те, которые касаются агитации, проведения выборов, финансирования кампаний, СМИ, процесса рассмотрения жалоб и апелляций, а также нормативного пробела в отношении пересчета и аннулирования результатов выборов на всех уровнях», — говорится в отчете.
Недочеты в предвыборный период
Свобода собраний, ассоциаций и выражения мнения в основном соблюдалась, и участники, как правило, могли проводить кампанию свободно и без неоправданных ограничений. Одновременно широко сообщалось о запугивании партийных сторонников и государственных служащих.
Граница между правящей партией и государством часто была размыта, что противоречило обязательствам ОБСЕ и передовой международной практике.
В СМИ и в Интернете была проведена активная кампания, многие участники обращались к избирателям посредством Facebook, однако существенные вопросы обсуждались мало.
Наблюдательская миссия БДИПЧ также отметила, что некоторые аспекты законодательства дают преимущества более авторитетным политическим партиям.
Рассмотрение жалоб
По оценке БДИПЧ, правовая база для разрешения избирательных споров является сложной и чрезмерно ограничительной. Многие собеседники членов наблюдательской миссии признавались, что не доверяют избирательным комиссиям, судам и правоохранительным органам, сомневаясь в том, что жалобы по выборам могут быть рассмотрены беспристрастно и эффективно.
Как отмечено в отчете после выборов в ЦИК Грузии поступило около 1660 жалоб. Их рассмотрение «проходило в напряженной обстановке на фоне непризнания результатов выборов» восемью оппозиционными политическими объединениями, которые преодолели электоральный барьер.
«Системный отказ по большинству жалоб на формальных основаниях значительно ограничил возможности поиска эффективных средств правовой защиты», — отмечено в докладе.
Непосредственно в день выборов 31 октября ЦИК получил 350 жалоб. Большинство из них либо вообще не приняли, либо отклонили «без должного рассмотрения». Авторы доклада подчеркивают, что это говорит о «подорванном праве на эффективные средства правовой защиты».
По итогам выборов «Грузинская мечта», которая с 2012 года располагает большинством в парламенте, получила 48,22% голосов избирателей (90 из 150 мандатов в парламенте). Среди оппозиции больше всего голосов в новом парламенте получил блок «Сила в единстве», образованный вокруг партии «Единое национальное движение» — 27, 18% голосов (36 мандатов) избирателей.
Вскоре после объявления предварительных результатов выборов 31 октября, все оппозиционные партий, преодолевшие проходной барьер, заявили о массовых фальсификациях и отказались признавать результаты. Партии бойкотировали второй тур выборов, проходивший 21 ноября во всех 17 мажоритарных округах, а впоследствии отказались участвовать в работе нового парламента. До сих пор их бойкот продолжается. Они требуют провести новые выборы при новом руководстве ЦИК.