ТБИЛИСИ, 14 января – Новости-Грузия. Правительство Грузии еще раз подтверждает важность строительства глубоководного порта и приступает к процедурам подготовки новых тендерных предложений проекта строительства первого глубоководного порта Анаклия на западе Грузии. Об этом говорится в распространенном сегодня заявлении министерства регионального развития и инфраструктуры.
9 января 2020 года правительство Грузии окончательно расторгло соглашение с частным «Консорциумом развития Анаклия», сославшись на то, что в декабре 2019 года инвестор в седьмой раз не смог выполнить обязательства и предоставить правительству документацию о кредитных соглашениях с банками.
Строительство нового порта началось в декабре 2017 года, а в июле 2018 года начали работы по углублению дна до 16 метров. На данный момент строительство порта остановлено.
В ведомстве пояснили, что решение министерства в письменном виде было направлено и самому Консорциуму.
«Инвестиционное соглашение на самом деле предусматривает 60-дневный предшествующий арбитражный срок. Но этот срок должна использовать та сторона, которая планирует начать арбитражное разбирательство, и вести переговоры только по предшествующим арбитражным процедурам, чтобы избежать арбитражной тяжбы», — говорится в заявлении Минрегиона.
Ведомство подчеркивает, что переговоры в этот период не предусматривают рассмотрение возобновления инвестиционного соглашения в какой-либо форме, и возможность продолжения Консорциумом работы над проектом порта Анаклия.
В министерстве подчеркивают, что договор расторгнут в соответствии со всеми установленными правовыми нормами и его восстановление невозможно.
Хазарадзе против Арбитражного суда
Между тем Мамука Хазарадзе — основатель комании TBC Holding, входящей в Консорциум, считает, что консорциум не должен начинать разбирательство в арбитражном суде, так как это нанесет ущерб интересам Грузии.
«Мы постоянно подчеркиваем, что осуществление этого проекта важно для нас, потому что это будущее нашей страны в области экономики и безопасности. Соответственно, мы делаем все возможное, чтобы избежать арбитража, в противном случае мы очень серьезно готовы к арбитражу, и все те, кто препятствовал этому проекту, будут привлечены к ответственности», — сказал Хазарадзе журналистам.
По словам Хазарадзе, Консорциум использует последний шанс для спасения проекта.
«Существует двухмесячный период, предусмотренный соглашением. Такой проект так просто не прекращается. Наши юристы готовят ответный иск, и юридический процесс продолжается», — сказал он.
Претензии к Консорциуму
Решение о строительстве глубоководного порта в Анаклия было принято властями Грузии для увеличения транзитного потенциала страны и для подключения к проекту «Нового Шелкового пути», который должен соединить Восток и Запад.
Государство с самого начала планировало, что строительством «проекта века» — первого в Грузии глубоководного порта займется частный сектор. Победителем в объявленном тендере стал «Консорциум развития порта Анаклия», который основали TBC Holding и американская компания Conti International LLC, создав компанию Anaklia Holding JSC. При этом участие американской компании было обязательным условием государства.
Еще до подписания соглашения государство пошло на уступки и увеличило сроки строительства порта с семи до девяти фаз. Кром того, государственный «Партнерский фонд» выделил Консорциуму кредит на 22 года в размере 100 миллионов долларов, который компания получит после того, как найдет финансирование для строительства первой фазы порта из девяти.
С момента подписания соглашения до октября 2018 года в соглашение между государством и «Консорциумом развития Анаклия» было внесено более 40 изменений. Практически все они касались продления сроков, в том числе начала работ по строительству, выбора оператора порта и поиска финансирования. При этом с «Консорциума» списали штраф в размере 11 миллионов долларов.
Однако «Консорциум развития Анаклия» к концу 2019 года не сумел закрыть финансовую сделку, предусматривающую получение 400 миллионов долларов от международных финансовых институтов – EBRD, EIB, OPIC и NDB. Дело в том, что они требовали, чтобы государство застраховало ту разницу, которой не хватит Консорциуму для погашения кредита по графику. Предполагалось, что правительство должно дать эти средства Консорциуму, а тот, в свою очередь, должен выплатить эту сумму банкам.
Между тем правительство было категорически не согласно с этим условием и отказалось идти на уступки. В итоге из-за этого финансовая сделка так и не была закрыта.