Премьер Грузии требует аргументов от критиков законов об иноагентах и запрете «ЛГБТ-пропаганды»

ТБИЛИСИ, 8 ноября – @NGnewsgeorgia. Премьер Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что они готовы обсуждать отмену закона об иноагентах и анти-ЛГБТ закона, однако от других сторон ожидают веских аргументов.

«Если у кого-то есть претензии, нужно конкретно сказать, что не нравится в законе, какая статья, какая норма… Давайте обсудим, но, прежде всего, нам нужны аргументы по этому вопросу», — сказал он журналистам по итогам саммита Европейского политического сообщества (ЕПС) в Будапеште.

«Здесь речь идет об элементарных вопросах, это банальная тема. Необходимо выяснить, в конечном счете, мужчина – это мужчина или нет, женщина – женщина или нет. Речь идет об этом, чтобы такие вопросы были прописаны. В очень многих европейских странах это не так. Очень многие мужчины могут перезаписаться женщинами, потом снова мужчинами. Наш закон касается именно этого, предотвращения этого», — заявил премьер.

Принятый 17 сентября в Грузии закон «О семейных ценностях и защите несовершеннолетних» запрет на регистрацию каких-либо браков, помимо союза мужчины и женщины, усыновление несовершеннолетних гомосексуальными парами и операции по смене пола.

Тем не менее, главная претензии западных партнеров Грузии касаются совсем других положений. Дело в том, что закон запрещает собрания, которые могут истолковываться как «ЛГБТ-пропаганда». Фактически, под это может попасть любое мероприятие, на котором присутствуют ЛГБТ-граждане. Также закон фактически запрещает контент, который может быть расценен, как «пропаганда однополых отношений» — от школ до телевизионной рекламы. 

На Западе указывают, что эти меры дискриминирующие, ограничивающие свободу собраний и выражения мнений. Они противоречат целому ряду международных обязательств Грузии.

Что касается закона об иноагентах, позиция Кобахидзе аналогична. Он называет его «очень мягким», утверждая, что в действительности он не устанавливает «никаких ограничений» для работы СМИ и гражданского сектора.

«Единственное, что предписано законом, — это подача годовой финансовой декларации в Минюст. В связи с этим, если кто-то нам докажет, что подавать эту декларацию нехорошо, давайте обсудим», — сказал он.

Венецианская комиссия, высший орган конституционного права Совета Европы, еще в мае заключила, что закон об иноагентах является антидемократическим и может использоваться для подавления критических голосов. В своем срочном заключении группа из четырех международных юристов пришла к выводу, что формулировка закона «широкая и неопределенная», а требования к финансовой отчетности могут послужить злоупотреблениям с целью «навязывания длительных, изнурительных и дорогостоящих проверок». Отмечалось также, что ярлык «проводника интересов иностранного государства» может породить стигматизацию.

Венецианская комиссия сочла, что предложения «имеют многочисленные сходства» с законами, принятыми в России, Венгрии и Кыргызстане.

Кобахидзе назвал заключение «слабым», «полным абсурдных записей и лжи». 

Рекомендация об отмене обоих законов содержатся в последнем отчете Еврокомиссии о расширении.

Президент Франции Эммануэль Макрона, канцлер Германии Олаф Шольц и премьер Польши Дональд Туск накануне призвали к отмене «недавнего законодательства, противоречащего европейским ценностям и принципам». Они предупредили, что не смогут поддержать начало переговоров о вступлении страны в ЕС, «если Грузия не изменит нынешнее направление».

«Новости-Грузия» в Telegram: подписаться >>>
«Новости-Грузия» в Facebook: перейти и обсудить >>>
Партнерские материалы