Стоит ли пускать русских в огород ядерной энергетики Центральной Азии

В последние годы страны Центральной Азии все активнее обсуждают возможность развития атомной энергетики в регионе. Особое внимание привлекает Узбекистан, где сейчас находится на стадии завершения контракт на строительство атомной электростанции (АЭС) с участием российской государственной корпорации «Росатом». Предполагаемое местоположение объекта – неподалеку от озера Тузкан, в пустыне Кызылкум.

Гела Васадзе

— Несомненно, ядерная энергетика является энергетикой будущего, вернее составной частью энергетики будущего. Но тут, как говорится, есть нюанс. И не один. Строительство атомной электростанции (АЭС) в Узбекистане является значительным проектом, который предполагает и определенные риски. Давайте рассмотрим эти самые риски подробнее.

Особенности локации

Один из основных выявленных рисков – это экологическое воздействие. Эксплуатация АЭС потребует значительных объемов воды для охлаждения реакторов, что может оказать дополнительное давление на уже ограниченные водные ресурсы региона. Специалисты выражают сомнения относительно достаточности объемов воды в озере Тузкан для этих целей. В условиях изменения климата проблема доступности и управления водными ресурсами может только усугубиться. 

Вокруг будущей АЭС и вблизи границ с Казахстаном, и резервуара Шардара, откуда пьют воду целые города, возникают опасения по поводу безопасности и экологического влияния на регион. Это вызывает беспокойство у общественности и экологов Южного Казахстана, особенно жителей Туркестанской области и города Шымкент.

Указывается на то, что предполагаемое место строительства АЭС находится в сейсмоопасной зоне, что может увеличить вероятность аварийных ситуаций из-за землетрясений. Данные о 230 землетрясениях магнитудой 4 и выше за последнее десятилетие, в радиусе 186 миль от предполагаемого места, строительства вызывают беспокойство.

Российские обещания и реальность

Правда, российский посол в Ташкенте Олег Мальгинов подчеркивает, что Москва придает большое значение качеству, применению новейших технологий и обеспечению высокого уровня безопасности при реализации проекта. И отмечает, что строительство АЭС в регионе открывает двери для использования передовых технологий в области ядерной энергетики, которые могут служить примером для других стран региона.

И вот здесь позвольте выразить некоторые сомнения. Во-первых, по поводу безопасности: не будем подробно останавливаться на вопросе о том, как в современной России относятся к ценности человеческой жизни. Впрочем, почему современной, здесь как раз существует богатая историческая традиция.

Но не это главное. Давайте не будем забывать, что Россия — страна, находящаяся под международными санкциями. Да, МАГАТЭ вынужденно сотрудничает с Россией по вопросам ядерной безопасности, однако как долго будет продолжаться это самое сотрудничество и главное, получат ли русские доступ к передовым ядерным технологиям, неизвестно. Точнее неизвестно как долго, а вот по поводу доступа к технологиям хорошо известно — не получат. А это, учитывая долгосрочный характер строительства АЭС, означает, что данная станция будет изначально строится в расчете на технологии вчерашнего дня, в том числе и в сфере безопасности. Никаких новейших технологий не будет.

Кстати, про МАГАТЭ. Международное агентство по атомной энергии призывает к проведению всесторонней оценки экологических рисков проекта. Это необходимо для обеспечения устойчивого развития и безопасности не только Узбекистана, но и всего региона Центральной Азии. Просто так таких призывов не бывает.

Геополитические риски 

Немаловажен и геополитический аспект данного кейса. Россия через «Росатом» стремится укрепить свое влияние в регионе, что может привести к пренебрежению потенциальными опасностями. Если бы мы обсуждали данный вопрос до февраля 2022 года, тогда ещё можно было бы гипотетически предположить позитивные последствия строительства. Но сегодня, когда РФ находится в международной изоляции, сотрудничество с Москвой в таком сенситивном вопросе, как ядерная энергетика, неизбежно приведет к негативным последствиям в отношениях с западными партнерами Узбекистана. А это доступ не только к ядерным технологиям, к слову сказать, самым передовым, но и в целом к новейшим технологиям и финансовым рынкам. Стоит ли так рисковать, и ради чего?

Кроме этого, решение Узбекистана о начале строительства АЭС неизбежно приведет к давлению со стороны Москвы на другие страны Центральной Азии с продавливанием «Росатома»,  как наиболее предпочтительного партнера для таких проектов. А это несомненно вызовет негативную реакцию не только в Вашингтоне и Брюсселе, но и в Пекине, а возможно и в Анкаре, не говоря уже о тех странах, на которые будет оказываться давление.

После 2022 года РФ потеряла значительные ресурсы влияния на страны Центральной Азии, и сегодня атомная энергетика является одним из немногих козырей Москвы в Большой игре в регионе.

Вопросы для размышления

И, наконец, главные экологические риски связаны с главным партнером Узбекистана — Казахстаном. Казахстан и Узбекистан являются двумя системообразующими странами как центральноазиатской пятерки, так и Союза тюркских государств. Понятно, что в интересах Москвы создавать как можно больше точек напряжения между Ташкентом и Астаной. Принцип «разделяй и властвуй» в политике Москвы никто не отменял. Но насколько это в интересах Узбекистана? Думаю, ответ очевиден.

Понятно, что Узбекистану жизненно необходимо развитие своего энергетического сектора. Ни разу не являясь специалистом в сфере ядерной энергетики могу привести в качестве альтернативного варианта лишь то, что нашел по этому вопросу на просторах интернета.

В качестве альтернативы традиционным АЭС может быть рассмотрена возможность строительства малых модульных реакторов. Такие технологии, как интегрированный в систему модульный усовершенствованный реактор (SMART), предложенный южнокорейской компанией Hyundai Engineering Co., могут предоставить более безопасные и экономически эффективные опции для производства атомной энергии. впрочем уверен, что это далеко не единственный вариант.

Принимая во внимание все вышеизложенные факторы, становится ясно, что развитие ядерной энергетики в Центральной Азии – это сложный процесс, требующий тщательного анализа всех возможных последствий. Планы по строительству АЭС вызывают неоднозначную реакцию и сопряжены с серьезными как рисками — как в сфере безопасности, так и с геополитическими рисками. Конечно, последнее слово здесь за властями Узбекистана, страны? у которой есть все возможности в ближайшее время стать новым азиатским тигром. Но то, что здесь есть о чем подумать, очевидно.

«Новости-Грузия» в Telegram: подписаться >>>
«Новости-Грузия» в Facebook: перейти и обсудить >>>
Партнерские материалы