ТБИЛИСИ, 28 февраля – Новости-Грузия. Российское издание «Коммерсант» посвятило большую статью грузинской реформе ухода за детьми, не имеющими родителей.
Спецкорреспондент издания, известный российский журналист Ольга Алленова побывала в Тбилиси и сделала вывод, что сегодня в Грузии не осталось больших сиротских учреждений, а дети живут в основном в фостерных семьях или в общинных домах семейного типа.
Журналист отмечает, что опыт Грузии интересен и для России, где идет активная дисуссия об деинституционализации подобных учреждений.
Ольга Алленова — лауреат российской премии в области прессы «Искра» и журналистской премии имени Анны Политковской «Камертон», автор цикла статей, посвященных проблеме деинституционализации медучреждения для детей-сирот и взрослых с ментальными нарушениями.
В комитете по здравоохранению и социальной защите парламента Грузии процесс деинституционализации в сфере защиты прав ребенка считается успешной реформой, — говорится в статье. Отчасти этому способствует план действий, разработанный Грузией в рамках соглашения об ассоциации с ЕС и рассчитанный до 2020 года.
«Реформаторы добились главной своей цели — почти все детские дома в стране были закрыты», — подчеркивает Алленова.
«У нас в государственной системе осталось две больших институции — Дом малютки в Тбилиси и детский дом в Коджори, где живут дети с тяжелыми нарушениями развития,— рассказала в интервью изданию сотрудник по социальному обеспечению ЮНИСЕФ в Грузии Кетеван Меликадзе.— Здоровые дети или дети с небольшими нарушениями уже почти не поступают в старую институциональную систему. Сейчас мы помогаем правительству в разработке альтернативных услуг по уходу за детьми с тяжелыми нарушениями развития, включая приемные семьи и специализированные дома для небольших групп».
Расходы госбюджета Грузии на поддержку нестационарных форм ухода за детьми и взрослыми с ОВЗ за последние годы существенно выросли, — отмечается в статье. Несколько лет назад на каждого ребенка-сироту в детском доме семейного типа государство выделяло 16 лари в день, а сейчас эта сумма выросла до 27 лари в день на обычного ребенка и до 32 лари в день на ребенка с особыми потребностями. Столько же стоят услуги в общинных домах для взрослых людей с ОВЗ, — сообщает автор.
Кроме того, в сентябре 2019 года в Грузии был принят Кодекс о правах ребенка, он позволяет суду в любое время суток принимать решение, куда помещать ребенка в ситуациях, когда возникает угроза его жизни.
В статье подробно рассказано об опыте известной в Грузии общественной организации «Рука об руку» и ее руководителе Майе Шишниашвили.
В 2015 году при финансовой поддержке американского фонда Джорджа Сороса Майя Шишниашвили открыла первый общинный дом. Сейчас у организации пять таких домов, там живут самые незащищенные члены общества — повзрослевшие воспитанники детских домов с ограниченными возможностями здоровья.
С января 2020-го правительство финансирует 80% потребностей этих семейных домов. Оставшиеся 20% — это 35 тыс. лари в год, «Рука об руку» намерена собирать через фандрайзинг.
Организации «Рука об руку» и «Коалиция родительских организаций» на всевозможных публичных площадках говорят о том, что необходимо создавать общинные дома для людей с психическими заболеваниями, длительное время живущих в психиатрических больницах, — отмечает Ольга Алленова.