ТБИЛИСИ, 31 августа – @NGnewsgeorgia. В движении «Сирцхвилиа» (Shame Movement) заявили, что зарегистрируются в «реестре иноагентов», чтобы продолжить свою деятельность и избежать финансового давления со стороны государства.
«Сирцхвилиа» возникло на волне протестов после «ночи Гаврилова» летом 2019-го. В последующие годы оно провело сотни антиправительственных митингов и пикетов, заявляя о своей приверженности курсу страны в ЕС. Движение активно участвовало в акциях против закона об иноагентах.
«Грузинская мечта» называет «Сирцхвилиа» и ряд других молодежных организаций, которые не импонируют правящей партии, «радикальным политическим меньшинством». Там утверждают, что на деньги западных доноров те готовят в стране революцию. У властей этот аргумент был одним из главных в пользу принятия закона об иноагентах. В правительстве заявляют, что цель спорных норм состоит не в избавлении от неудобных НПО и СМИ, как утверждают оппоненты, а в обеспечении прозрачности. |
«Мы решили зарегистрироваться, потому что наша главная задача – это те цели, которые мы перед собой поставили. Например, приближаются октябрьские парламентские выборы, и мы должны быть готовы. Это означает, среди прочего, что мы сохраним существующую организацию и ресурсы, что нам не назначат штрафы, и мы не будем выплачивать их государству», — говорится в видео-обращении участников движения.
Они напоминают, что уклонившиеся организации рано или поздно все же окажутся в «реестре иноагентов». После мониторинга их зарегистрируют в принудительно.
«Один из вариантов – не регистрироваться и платить штрафы. Штрафы эти колоссальные и не разовые, а постоянные. Это значит, со временем эти штрафы приведут организацию к банкротству. Например, организация больше не сможет продолжать свою деятельность, а это именно то, чего желает правительство», — добавили там.
Активисты указывают, что власти уже долгое время использует ярлыки «агентов» для их дискредитации. Они уверены, что регистрация в реестре никак не изменит восприятие со стороны общества.
«Те, кто мог поверить, что мы преследуем интересы какого-то другого государства, а не Грузии, уже поверили, поскольку уже пять лет эта пропаганда очень активна», — говорят они.
«Согласно новой редакции закона, статус агента в законе не предусмотрен, поэтому сама по себе регистрация или нерегистрация не определяет, получит организация статус агента или нет. Это опять-таки зависит от пропаганды правительства, для которого все, независимо от того, прошли они регистрацию или отказались, как были агентами раньше, так и останутся в будущем», — считают в организации.
Таким образом «Сирцхвилиа» отказалось поддерживать бойкот закона об иноагентах. Ранее к нему присоединились все крупнейшие организации гражданского сектора.
Решение вызвало осуждение. Так, например, телеведущая Вика Букия, которая также является одним из лидеров общественно-политического движения «Европейская орбита Грузии», считает, что «Сирцхвилиа» привнесло «разочарование и нигилизм в принципиальную, единодушную и последовательную позицию».
«Спрашиваю без агрессии — друзья, к чему было это видео во время обсуждений в Конституционном суде? (…) Здесь они скорее уклонились от общей борьбы, чем создали трещину в этой борьбе. Это остается разочарованием, это действительно прискорбно», — пишет Букия на своей странице в Facebook.
В «Грузинской мечте» тоже отреагировали на споры. Лидер парламентского большинства Мамука Мдинарадзе попытался пошутить о «фашистском буллинге».
«Фашистский буллинг неприемлем по отношению ко всем! Руки прочь от организации «Позор». Буллинг «Позора» позорен», — написал он в Facebook.
Со 2 августа в Грузии заработал «реестр иноагентов», который официально называется «Реестром организаций, проводящих интересы иностранной державы». Он предназначен для НПО и СМИ, более 20% финансирования которых идет из-за рубежа. Организации из реестра обязаны ежегодно представлять декларации о доходах и расходах.
Неисполнение закона для СМИ и НПО чревато штрафами от 10 тысяч до 25 тысяч лари. За каждый месяц просрочки декларации — по 20 тысяч лари.
Более двухсот некоммерческих организаций заявили, что не будут подчиняться закону об иноагентах. Нормы они считают репрессивыми и намерены добиваться их отмены в суде.