ТБИЛИСИ, 26 марта – Новости-Грузия. Успех очередного раунда переговоров грузинских властей и оппозиции при посредничестве главы Евросовета Кристиана Даниэльсона будет зависеть от воли политических лидеров и их готовности к достижению соглашения. Об этом сегодня заявил посол ЕС в Грузии Карл Харцель.
По информации представительства Евросоюза, Даниэльсон прибудет в Тбилиси в эти выходные. С 29 марта при его медиации возобновятся встречи между членами правящей партии «Грузинская мечта» и оппозиции.
«Мы находимся на этапе подготовки к его приезду. Первый этап медиации вызвал разочарование, исходя из того, что в результате этого процесса не было достигнуто соглашение, которое, на наш взгляд, важно для Грузии, чтобы она могла двигаться вперед», — сказал Харцель журналистам.
Точная повестка встреч Даниэльсона пока не известна. В представительстве ЕС обещают уточнить информацию сразу после согласования всех деталей. Харцель подчеркнул, что эта миссия будет нелегкой.
«Он приезжает, чтобы посмотреть, существует ли еще возможность для нахождения точек соприкосновения между сторонами… Хочу сказать, что это не будет просто, но такова миссия», — сказал он.
Ожидания «Грузинской мечты» и оппозиции
Накануне спикер парламента Грузии Арчил Талаквадзе в интервью Palitra TV заявил, что в ходе предстоящих переговоров при посредничестве ЕС правящая партия не собирается обсуждать возможность проведения повторных парламентских выборов или освобождения оппозиционера Ники Мелия. Талаквадзе подчеркнул, что это «принципиальная позиция» властей, поскольку «не существует оснований» для проведения повторных выборов. Он также напомнил, что несколько месяцев назад ГМ предложила своим оппонентам создать временную комиссию для расследования предполагаемых нарушений на выборах, однако оппозиция отклонила эту инициативу.
В оппозиции предупреждают, что подобный подход может иметь «очень негативные» последствия и послужить усугублению политического кризиса. Один из лидеров оппозиционной партии «Европейская Грузия» Гиги Церетели заявил журналистам, что все еще верит в возможность соглашения.
«Мы очень позитивно смотрим на приезд Кристиана Даниэльсона. Уверен, он не стал бы приезжать в Грузию с ощущением безнадежности. По-видимому, у него тоже есть определенные предложения», — об этом заявил Церетели.
Член «Единого национального движения» Саломе Самадашвили считает, что заявления спикера парламента накануне очередного раунда встреч свидетельствует об одном – «Грузинская мечта» не хочет продолжать переговоры. Самадашвили считает, что правящая партия должна напрямую обратиться к ЕС, чтобы проинформировать партнеров о своей позиции.
«Я рассматриваю заявление о том, что конкретные темы, такие как вопрос о политзаключенных и внеочередных выборах, которые входят в план Мишеля, являются сигналом к этому. Если «Грузинская мечта» не хочет говорить на эти темы, это прямой сигнал о том, что они больше не хотят продолжать переговоры», — заявила Самадашвили.
Контекст
При посредничестве Даниэльсона члены ГМ и оппозиции продолжали консультации с 12 марта. По итогам встреч, которые продолжались почти неделю, сторонам так и не удалось определить пути для разрешения политического кризиса, начавшегося в стране после парламентских выборов осенью 2020 года. 19 марта Кристиан Даниэльсон покинул Грузию. Спустя три дня президент Европейского Совета Шарль Мишель объявил, что его представитель вернется в Грузию для продолжения медиации.
Участники встреч не раскрывают деталей переговоров с Даниэльсоном. Известно лишь то, что обсуждается рамочный документ из шести пунктов, составленный при непосредственном участии Шарля Мишеля. Среди прочего в повестке значились реформа избирательной и судебной систем.
Согласно комментариям политиков, камнем преткновения на переговорах оказались два вопроса – назначение досрочных выборов, а также освобождение председателя партии «Единое национальное движение» Ники Мелия и совладельца оппозиционного телеканала «Мтавари» Георгия Руруа, которых оппоненты властей считают политическими заключенными.
В ГМ заявляют, что поводов для проведения повторного голосования нет, ссылаясь на оценки выборов, сделанные Миссией ОБСЕ, и заявления международных партнеров Грузии. Они не ставят под сомнение легитимность выборов 31 октября 2020 года.
Что касается освобождения Руруа и Мелия, то правящая команда категорически отвергает обвинения в политических преследованиях, заявляя, что они не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.