ТБИЛИСИ, 20 февраля – Новости-Грузия. За два последних года в Грузии более 1,3 тысячи семей оказались перед угрозой выселения из собственного дома — несмотря на критическую статистику, ситуация в данной сфере не улучшается, а законодательство не соответствуют международным стандартам. Об этом говорится в докладе неправительственной организации «Центр изучения и мониторинга прав человека» (EMC).
«За последний период количество делопроизводств по поводу выселений значительно увеличилось – в течение двух последних лет в Национальное бюро исполнения поступило более 1,3 тысячи заявлений с требованием о выселении. Эта статистика критически близка к аналогичным показателям, резюмированным за 2014-2017 годы», — отмечают в EMC.
В НПО добавили, что в семьях, которым грозит выселение, складывается тяжелейшее социально-экономическое положение. Большинство из них оказываются перед риском остаться на улице, поскольку альтернативной жилплощади или укрытия у них нет.
«Принудительное выселение – это интенсивное вмешательство в целый ряд прав, которое существенно влияет на жизнь людей. Соответственно, государство обязано принимать превентивные и ответные меры для защиты прав человека, в том числе путем отражения этих вопросов в национальных жилищных стратегиях», — сказано в отчете.
Выселение семьи из пяти человек в городе Кобулети (Аджария), февраль 2020 года. По информации Национального бюро исполнения, по данному факту производство началось еще в 2015 году.
Существующие в Грузии механизмы защиты лиц, подлежащих выселению, в EMC называют «малыми и неэффективными». По оценке правозащитников, существующее в данной сфере законодательство «в значительной степени не совпадают с международно-правовыми обязательствами».
«Главный вызов, существующий в данной сфере – это то, что законодательство и практика рассматривают данный вопрос только с точки зрения защиты прав собственности. При принятии решений о выселении основные акценты делаются только на правах нового собственника. Между тем обеспечение права на надлежащее жилище для лиц, подлежащих выселению, остается без внимания», — считают авторы отчета.
В EMC поясняют, что сейчас в Грузии существуют три формы выселения:
- Выселение Национальным бюро исполнения на основании судебного решения;
- Выселение министерством внутренних дел в рамках уголовного делопроизводства;
- Выселение в результате демонтажа жилых зданий.
«Тем не менее, в законодательстве у нас нет общего понятия о выселении. Более того, в случае сноса жилого здания, построенного без разрешения, процедура не рассматриваются как выселение. Соответственно, в данном случае и без того недостаточные средства правовой защиты уменьшаются еще больше», — пояснили правозащитники.
Правовые гарантии, которые появляются у семей в случае обжалования решения о выселении, авторы доклада называют «слабыми». Они пояснили, что принятие иска вовсе не гарантирует семьям, что процесс выселения будет приостановлен.
Одновременно в EMC считают тревожным, что государство не собирает информацию о причинах, из-за которых семьи сталкиваются с угрозой выселения. Без анализа таких данных решить проблему в Грузии невозможно, уверены авторы доклада.
«Национальное законодательство не предусматривает запрет выселения ночью и/или в зимний период/в плохую погоду; оно не устанавливает должного стандарта информирования выселяемых лиц и не обеспечивает участия в процесс выселения государственных ведомств, ответственных за обеспечение надлежащим жильем», — говорят авторы отчета о тех положениях процесса принудительного выселения, которые не соответствуют международным стандартам.
Зачастую выселение в Грузии сопровождается протестными акциями. Освобождать квартиры от вещей прежних владельцев сотрудникам Национального бюро исполнения приходится силой и под охраной полиции.
Один из последних таких примеров — случай семьи Сехниашвили из Тбилиси. В ноябре 2019 года их принудительно выселили из квартиры в столичном районе Диди Дигоми. Указанную недвижимость забрали за долги по ипотечному кредиту. В поддержку Сехниашвили на улицу вышли десятки соседей, которые пытались препятствовать приставам.
В докладе также сказано о том, что «большую проблему» представляет обеспечение жильем тех семей, которые уже выселены. У государства перед такими лицами нет никаких обязательств. В Грузии получить убежище могут только бездомные, однако методология предоставления этого статуса остается проблематичной, отмечают в EMC.
«В том случае, если избежать выселения невозможно, процесс должен проходить в соответствии с детально прописанными регуляциями и, прежде всего, на основании принципа защиты достоинства человека. Примечательно, что обязательства государства не заканчиваются процессом выселения. В стране должны быть приняты все меры для того, что подлежащие выселению лица не остались на улице, без обязательной поддержки. Соответственно, на государство возлагается обязательство обеспечить указанных лиц надлежащими жилищными и всеми другими релевантными сервисами», — говорится в докладе.
НПО отмечает, что за последнее время власти Грузии пытались как-то регулировать законодательную базу. В частности, упразднено было так называемое полицейское выселение. Теперь процедура может происходить только на основании судебного постановления. Указанные шаги не смогли как-то улучшить ситуацию, считают в EMC.
Исходя из существующих проблем, правозащитники обращается к органам исполнительной и законодательной власти Грузии со следующими рекомендациями:
- В НПО считают, что до того времени, как национальное законодательство будет приведено в соответствие с международными стандартами, государству следует рассмотреть вопрос о принятии временных мер для защиты прав крайне уязвимых лиц или же людей, которые могут остаться на улице. В частности, речь идет о моратории на принудительное выселение;
- Законодательство, регулирующее все стадии выселения, должно соответствовать международным стандартам. В EMC уверены, что только после этого в Грузии бесперебойно начнут функционировать механизмы превенции выселения и реагирования на такие факты;
- В НПО считают, что план по сокращению случаев выселения должен стать частью Национальной жилищной стратегии Грузии;
- Создать надежные институциональные рамки с целью реализации политики превенции и реагирования на факты выселения, что позволит обеспечить эффективную координацию между соответствующими государственными ведомствами.