ТБИЛИСИ, 25 октября – Новости-Грузия. Тбилисский городской суд отказался изменить меру пресечения для трех фигурантов дела об отмывании денег через TBC Bank – Мамуки Хазарадзе, Бадри Джапаридзе и Автандила Церетели.
Основателям крупнейшего банка Грузии Хазарадзе и Джапаридзе 24 июля было официально предъявлено обвинение в легализации незаконных доходов в размере 16 миллионов 664 тысяч долларов. По данным следствия, незаконные действия по переводу средств были осуществлены в 2008 годах. В конце июля суд избрал для каждого из банкиров залог в 700 тысяч лари в качестве меры пресечения.
Третьим фигурантом дела стал Автандил Церетели – отец учредителя телекомпании «Пирвели» Вато Церетели. 22 августа Генпрокуратура Грузии предъявила ему обвинения в пособничестве отмыванию денег. 27 августа в качестве меры пресечения для Церетели суд избрал выплату залога в размере 500 тысяч лари.
В ходе сегодняшнего заседания адвокаты обвиняемых ходатайствовали об отмене ранее установленных мер пресечения и всех сопутствующих ограничений. Суд оставил в силе как залоги, так и запрет на выезд бизнесменов за границу без разрешения прокуратуры.
Одновременно судья Нато Худжадзе отказалась приобщить к делу заключение двух иностранных экспертов, приглашенных прокуратурой для работы по делу TBC Bank. Сторона обвинения утверждает, что выводы аналитиков прямо указывают на преступную схему отмывания денег.
Другим важным моментом сегодняшнего заседания стало то, что суд не поддержал ходатайство прокуратуры, требовавшей признать недействительными доказательства стороны защиты. Речь идет о показаниях нескольких кредиторов, партнеров Хазарадзе и Джапаридзе, которые были опрошены в качестве свидетелей за рубежом.
«Мы приветствуем это решение судьи и надеемся, что обсуждение дела продолжится в той же форме. Опрошенные за границей свидетели являются теми лицами, которые подтверждают, что кредиты, которые впоследствии выплатили Хазарадзе и Джапаридзе, были выданы раньше того периода, о котором говорит прокуратура», — сказал адвокат основателей TBC Bank Звиад Кордзадзе.
Сам Мамука Хазарадзе перед началом судебного заседания заявил, что в деле об отмывании денег «прокуратура зашла в тупик». Указывая на отсутствие пострадавшей стороны и заявителей, банкир называет продолжающее расследование «политическим заказом».
«Следствие зашло в тупик, когда они увидели, что деньги были перечислены теми партнерами, с которыми у нас существовали многолетние отношения. На бессмысленность следствия указывает и то, что сегодня они не знают, что четыре этих партнера сегодня являются акционерами одной из наших компаний… Все документы предоставлены. Одолженные ими деньги были заложены в капитал TBC Bank, поскольку во времена «Национального движения» Национальный банк приостановил TBC Bank и запретил ему кредитирование. Единственной нашей задачей, как крупнейших акционеров, было то, чтобы банк заработал, и мы взяли кредиты под высокие проценты. В соглашениях указано, что это был целенаправленный кредит, который необходимо было положить в капитал. Возвращение этих кредитов произошло деньгами, одолженными у Авто Церетели, именно по тем же процентам, по которым они были выданы. Где здесь отмывание денег или следы этого? Мы одолжили деньги не только у Авто Церетели. Мы одолжили 80 миллионов долларов, почему речь идет только о 17 миллионах? 60 миллионов нам одолжил ведущий американский банк J.P. Morgan. Все эти деньги ушли в «Ти-би-си Банк», в его капитал. Никакая сумма не ушла ни к Бадри, ни к Мамуке, ни на счет какой-либо компании, апеллированной с нами. По итогам этой операции мы не предусмотрели, что случится война 2008 года. Этого никто не представлял. В результате мы обанкротились… Я и Бадри уступили 60% банка, чтобы спасти его. Соответственно, в деле нет пострадавших. Пострадавшие – мы», — заявил Хазарадзе.
Офшоры и займы: Версия прокуратуры
Согласно материалам дела, 2 августа 2018 года прокуратура Грузии возбудила уголовное дело по статье «легализация незаконных доходов (отмывание денег), сопряженная с извлечением дохода в особо крупном размере». Причиной начала следствия послужила информация, полученная 1 августа прошлого года от Службы финансового мониторинга.
По версии прокуратуры схема вероятного отмывания денег выглядела следующим образом: в апреле-мае 2008 года TBC Bank предоставил кредит в 17 миллионов долларов компаниям «Самгори М» и «Самгори трейд», владелец которых, Автандил Церетели, является приятелем Хазарадзе.
В тот же день эти деньги были перечислены на счета Хазарадзе и Джапаридзе, несмотря на то, что кредит был запрошен якобы для оборота бизнеса.
В октябре-ноябре 2008 года срок погашения 17-миллионного кредита для компаний «Самгори М» и «Самгори трейд» увеличился на год, при том что они и не начинали его погашать. А уже 31 декабря 2008 года, также до начала погашения долга, TBC Bank присвоил кредиту безнадежную классификацию, а затем необоснованно списал и перенес на внешний баланс, сказано в сообщении прокуратуры.
Банк также не потребовал возвращения 17 миллионов от тех, кто поручился за «Самгори М» и «Самгори трейд». TBC Bank также не стал срезать деньги со счетов компаний или изымать их имущество, заложенное под залог.
Более того, TBC Bank освободил эти компании от обязанностей по кредиту. Ответственность за возвращение 17 миллионов взяла на себя компания, зарегистрированная месяцем ранее в офшорной зоне, у которой не было никакого финансового актива в Грузии. Эта компания получила право потребовать деньги у Хазарадзе и Джапаридзе.
Параллельно этому TBC Bank периодически стал освобождать от ипотеки заложенную компаниями «Самгори М» и «Самгори трейд» недвижимость.
Доверенным лицом зарегистрированной в офшоре компании был гражданин Грузии Паата Гадзадзе, который во время получения компаниями «Самгори М» и «Самгори трейд» кредита в 17 миллионов был членом кредитного комитета TBC Bank.
Версия Хазарадзе и Джапаридзе
Хазарадзе и Джапаридзе сделали дополнительные пояснения в отношении оспариваемой транзакции во время заседания парламентского комитета по финансово-бюджетным вопросам 4 марта.
По словам учредителей TBC Bank, в 2007-2008 годах экономика Грузии росла динамично, и они начали искать иностранного инвестора для увеличения капитализации банка.
Чтобы заинтересовать инвестора, необходим был собственный капитал. Для этого основатели банка взяли кредиты в размере 80 миллионов долларов. После того, как 60 миллионов долларов было получено от компании J.P. Morgan и Ashmore Group, для получения 20 миллионов они обратились к грузинским бизнес-партнерам, в том числе, к владельцу компаний «Самгори Трэйд» и «Самгори М» Автандилу Церетели.
Хазарадзе и Джапаридзе заявляют, что Церетели, который является их другом и давним партнером по бизнесу, согласился выделить им 16,7 миллиона долларов. Они говорят, что не знали, что эти деньги первоначально были взяты в TBC Bank в качестве кредита. По их словам, у компаний Церетели была кредитная линия в TBC Bank на сумму 35 миллионов долларов, что позволяло ему в любое время снимать деньги из банка без прохождения процедур.
Вскоре после указанной операции произошла российско-грузинская война 2008 года. Конфликт серьезно повлиял на финансовую стабильность страны, многим задолженностям банк присвоил статус безнадежных. В результате корректировки после войны TBC Bank списал долги в размере 200 миллионов лари, в том числе и кредит Церетели.