Ядерные и радиационные вызовы – к чему готова Грузия?

Международный форум «Ядерная и радиологическая безопасность Черноморского региона» прошел в Тбилиси в эти дни на фоне российской агрессии в Украине и разговорах про ядерную угрозу.

Готова ли Грузия бороться с потенциальными или реальными угрозами — попыталась выяснить грузинская служба Радио Свобода 

Снижение и регулирование химических, биологических, радиационных и ядерных угроз в Грузии является обязанностью многих ведомств. Существует также межведомственный координационный совет под председательством Службы государственной безопасности.

Кто контролирует угрозы?

Снижение радиационной опасности и контроль инцидентов является функцией Агентства по ядерной и радиационной безопасности министерства охраны окружающей среды. Это агентство также управляет хранилищем радиоактивных отходов и могильником.

Наряду с ведомством при необходимости реагировать на радиационные, химические, биологические и ядерные инциденты должна и аварийно-спасательная служба МВД.

Средства защиты и реагирования — что у нас есть?

Для реагирования на радиационные инциденты в Грузии есть:

  • Автомобили повышенной проходимости, со специальными прицепами, где оборудование размещено таким образом, чтобы ликвидатор мог быстро им воспользоваться;
  • Средства индивидуальной защиты, новейшие современные, средства защиты органов дыхания;
  • Средства обнаружения;
  • » Дезактивация» [удаление или обезвреживание ядовитых газов или других вредных веществ].

У нас есть оборудование для «дезактивации» как для локального, мелкого масштаба, так и в случае массового загрязнения мы можем провести массовую «дезактивацию». Примерно за  час мы сможем «обеззаразить» до 60 пострадавших, — заявил на форуме по ядерной безопасности начальник отдела реагирования на инциденты агентства ядерной безопасности Малхаз Лагурашвили.

Откуда Грузия получает технику?

Агентство по уменьшению угроз Министерства обороны США (DTRA) оказало Грузии техническую поддержку. За годы работы был спланирован и реализован проект оснащения и соответствующих учений и тренировок. По словам представителя МВД, Грузия получила первое оборудование для «дезактивации» в рамках проекта DTRA.

Проблемы и недостатки — что написано в национальной стратегии?

В прошлом году правительство Грузии утвердило новую национальную стратегию по химическим, биологическим, радиационным и ядерным угрозам на 2021-2030 годы. Такой документ существует с 2014 года и публикуется в «Законодательном вестнике». В стратегии описаны текущие вызовы, потребности, пути предотвращения с точки зрения готовности и реагирования на ядерные угрозы. 

Среди них:

  • Разработка планов медицинского реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • В целях постоянного обновления знаний необходимо привлекать к обучению представителей всех уровней соответствующих ведомств;
  • Отсутствие полного контроля естественного радиационного фона, что связано с трудностями, связанными с человеческими и техническими ресурсами;
  • Расширение системы раннего оповещения, сети автоматического мониторинга;
  • Размещение объектов обращения с радиоактивными отходами в одном месте;
  • Из-за геополитического положения Грузии риск незаконного транзита радиоактивных веществ достаточно высок;
  • Неконтролируемая ситуация на оккупированных территориях в отношении незаконного провоза ядерных материалов, радиоактивных источников и компонентов оружия массового поражения;
  • Стоит вопрос о повышении квалификации работников, занятых в области ядерной и радиационной безопасности.

Осведомленность и готовность общества — что нам нужно?

Шорена Лорткипанидзе, основатель «Гражданского совета по вопросам обороны и безопасности» говорит, что у государства есть стратегия по связям с общественностью в случае угроз, но население должно знать больше.

«Правительство меньше говорит, чтобы не сеять панику. С другой стороны, европейские журналы и газеты тоже не пестрят разговорами о радиации. Конечно, мы должны быть уверены, что в случае реальной угрозы будет быстрое реагирование, оперативное предоставление информации через телевидение, мобильные приложения…».

На вопрос о наличии укрытий во время эвакуации она отвечает: «Укрытия есть, но я не думаю, что какое-то из них находится в таком состоянии, чтобы можно было прятаться».

Бывший начальник Генштаба Вахтанг Капанадзе в ответ на вопрос о готовности бороться с ядерной угрозой говорит, что не видит действующих в Грузии механизмов безопасности:

«Да, тбилисское метро можно использовать, но что делать другим городам и районам? Кроме того, следует повышать информированность населения о том, как вести себя в случае радиационной опасности. Так что будем надеяться, что ничего подобного не произойдет, пока мы не подготовимся».

Насколько высока ядерная или радиационная угроза?

По словам Полины Синовец, главы Одесского центра ядерного нераспространения в Украине, единственным решением [для уменьшения угрозы] является решительная стратегия США по сдерживанию России. С другой стороны, она отмечает, что ядерное оружие всегда было оружием политического шантажа, политическим маневром.

«Применение ядерного оружия приведет к ядерной зиме, заражению территории радиацией. Это повлияет не только на страну, на которую направлен удар, но и на тех, кто будет применять оружие, особенно на Россию. У нас самая большая граница с Россией. Войска распределены по этой границе. Если теоретически Россия применит такое оружие, это затронет и русское население. Это не будет соответствовать имиджу Путина.

Поэтому я думаю, что ядерное оружие — это крайний вариант для России. На самом деле, никто не хочет его использовать. Этим ядерным шантажом они еще надеются много выиграть, привлечь внимание НАТО, что «ладно, ребята, если вы будете вести себя нехорошо, мы можем сделать это…», а пока это все-таки политический инструмент России. , — говорит Полина.

По словам Вахтанга Капанадзе, ядерная угроза возрастает с провалом России в Украине.

«Если будет применено ядерное оружие, оно не будет тактическим ядерным оружием, потому что оно ничего не даст России. Если да, то применит оперативно-стратегическое оружие большей мощности, потому что ответный удар на применение любого ядерного оружия будет для нее очень тяжелым. Самый шокирующий, самый решающий удар она постарается нанести ядерным ударом. В таком случае, будь то радиационное облако или катаклизмы, которые будут вызваны таким действием, обязательно затронет и Грузию, и Черное море».

Директор Центра стратегии и развития Мариам Тохадзе говорит, что не следует вызывать ненужные страхи среди населения, но государство должно работать над вопросом. 

«Страх, посеянный угрозами, может очень дорого стоить государству. Поэтому одна вещь, которую необходимо сделать, — это работать с обществом. У людей должно быть адекватное восприятие реальности угрозы.

Мы не должны способствовать распространению беспочвенных страхов и паники, но, с другой стороны, проблема не должна рассматриваться как простая и незначительная», — говорит Мариам Тохадзе.

Copyright (c) 2010. RFE/RL, Inc. Разрешение на перепечатку получено от Radio Free Europe/Radio Liberty, 1201 Connecticut Ave., NW Washington DC 20036.

«Новости-Грузия» в Telegram: подписаться >>>
«Новости-Грузия» в Facebook: перейти и обсудить >>>
Партнерские материалы