ТБИЛИСИ, 5 апреля – @NGnewsgeorgia. В Грузии гендер стал темой политической борьбы, а сексистский и гомофобный контент активно используются для усиления антилиберального дискурса и разжигания антизападных настроений. Об этом говорится в отчете грузинского «Фонда развития СМИ» (MDF).
«Политизация термина «гендер» и использование гендерных тем в политической борьбе стали тенденцией последних лет. Ее используют не только крайне правые и прокремлевские деятели, но также правящая партия и ее филиалы», — сказано в отчете.
За 2023 год в Грузии зарегистрировали 5 695 случаев дискриминации по признаку пола и сексуальной ориентации в публичном пространстве.
Чаще к языку ненависти прибегали в периоды политической нестабильности. Так, например, в марте-июле 2023 года, то есть с начала протестов против закона об иноагентах, в грузинских соцсетях и на телевидении было сделано около 700 заявлений сексистского и гомофобного содержания. В июле 2023 года, когда ЛГБТ-активисты, проводили неделю достоинства в Тбилиси, — почти 900. В ноябре-декабре, когда решался вопрос о предоставлении Грузии статуса-кандидата в члены ЕС, — более тысячи.
Основные тенденции:
- Политические сексистские заявления и посты в соцсетях в основном были направлены против президента Грузии Саломе Зурабишвили и оппозиционных политиков-женщин.
- Нередко авторы сексистских заявлений обращались к слатшеймингу — критиковали женщин за нарушение принятых кодов сексуального поведения или принципов морали. Над женщинами насмехались из-за их внешности.
- Феминизм преподносился как навязанное Западом явление, которое основано на меркантильных мотивах, служит угнетению мужчин и разрушению института семьи. Темой феминизма манипулировали, связывая ее с европейской интеграцией Грузии.
- Усилились стереотипы о том, что женщины-политики истеричны, неуравновешены и доверять им нельзя. О том, что вести дела якобы можно только с мужчинами, а место грузинской женщины – дома.
- Основным источником гомофобных комментариев были проправительственные СМИ. Женоненавистнические заявления чаще делали в пророссийских партиях «Консервативное движение»и «Альянс патриотов», а также представители духовенства.