ТБИЛИСИ, 3 ноября – Новости-Грузия. Оппозиционные партии «Единое национальное движение» и «Лело» заявили, что будут бойкотировать заседания парламента Грузии, однако готовы проголосовать за изменения в конституцию для изменения избирательного законодательства.
Речь идет о реформе избирательного законодательства — об этом правительство и оппозиционные партии договорились в рамках соглашения, принятого 19 апреля 2021 года при посредничестве президента Евросоюза Шарля Мишеля.
Один из пунктов этого соглашения предусматривает снижение проходного барьера на парламентских выборах.
Как реформа избирательной системы связана с перспективой внеочередных выборов
Согласно действующей конституции, следующие выборы парламента, в 2024 году, должны пройти с 5% барьером по полностью пропорциональной системе – то есть избиратели будут голосовать только за партию.
Если же будут назначены внеочередные выборы, как этого добивается оппозиция, в условиях, когда изменения еще не приняты, такие выборы пройдут, как и в 2020 году, по смешанной системе 120+30, то есть 120 депутатов будут выбирать по пропорциональной системе, а 30 – в мажоритарных округах, где побеждает только один кандидат.
Обычно в мажоритарных округах всегда побеждает кандидат от лидирующей партии, что добавляет к полученному этой партией на пропорциональных выборах большинству еще 30 мандатов. В случае Грузии эксперты считают мажоритарную систему не способствующей развитию парламентской демократии.
Соглашение Шарля Мишеля меняет эти правила: в документе сказано, что следующие два раза выборы должны пройти по полностью пропорциональной системе с проходным барьером от 0 до 2%.
Предусмотренные соглашением условия должны быть включены в переходное положение конституции, поэтому для их утверждения требует конституционное большинство – 113 голосов депутатов.
Правящая партия «Грузинская мечта» летом вышла из договора Мишеля, однако заявила, что готова выполнить его условия на основании «доброй воли».
По теме: Кобахидзе: «Грузинская мечта» не обязана принимать изменения в конституцию
В сентябре парламент уже проголосовал за изменения в первом слушании. Барьер был установлен в 2%, хотя «Грузинская мечта» собиралась ко второму слушанию повысить его до 3%, чтобы в таком виде внести в конституцию.
В том случае, если депутаты от «Единого национального движения» или поддерживающих его партий откажутся от голосования, то голосов может не хватить, и законопроект может провалиться.
Как снижение барьера влияет на выборы в парламент
Проходной барьер на выборах в парламент в 2020 году был самым низким — 1%. Благодаря этому, в парламент попало рекордно большое количество партий – девять, из них восемь – оппозиционные.
Если бы на выборах 2020 проходной барьер был установлен на уровне 5% , то его смогли бы преодолеть только две партии: «Грузинская мечта» и «Единое национальное движение», причем у «Мечты» вновь было бы конституционное большинство.
С учетом опыта прошедших через год, в октябре 2021 года местных выборов, 5% барьер преодолевают три партии: «Грузинская мечта», «Национальное движение» и партия экс-премьера Грузии Георгия Гахария «За Грузию».
Политологи и эксперты не раз заявляли, что наличие только двух партий в парламенте ограничивает представительство в высшем законодательном органе более широких слоев общества и усиливает поляризацию.
Сколько голосов нужно для утверждения избирательной реформы
В парламенте Грузии 150 депутатов. Однако часть из них уже отказалась от мандата.
Парламент официально провел процедуру лишения мандата председателя ЕНД Ники Мелия по его собственному желанию. Еще раньше от мандата отказались лидер партии «Дроа» Элене Хоштария и лидер «Лейбористов» Шалва Нателашвили — заседания парламента они не посещают.
В настоящее время в парламенте есть 113 голосов для принятия конституционных изменений без депутации от «Национального движения». Расклад выглядит так:
- «Грузинская мечта» – 84 депутата;
- «За Грузию» Георгия Гахария – 6;
- «Европейские социалисты» – 4;
- «Гирчи» – 3;
- «Граждане» – 2;
- «Лело» – 3;
- «Стратегия Агмашенебели»– 3;
- И еще 8 дептутов, которые прошли по спискам «Европейской Грузии» и блока «Национальное движение – Объединенная оппозиция», а затем покинули партию или блок: Давид Бакрадзе, Шалва Шавгулидзе, Тариэл Накаидзе, Армаз Ахвледиани, Григол Вашадзе, Саломе Самадашвили, Тамар Кордзая, Хатуна Самнидзе.
У «Национального движения» было 37 действующих мандатов в парламенте, с учетом отказа Ники Мелия их стало 36.
Таким образом, без учета голосов ЕНД в парламенте есть ровно 113 голосов для поддержки конституционных изменений. Однако, если кто-то из оппозиционных фракций, например, «Лело», откажется от голосования из-за бойкота, то изменения провалятся.