ТБИЛИСИ, 20 апреля – Новости-Грузия. Реаниматолог Леван Ратиани не исключает, что из-за неизученных пока факторов коронавирус распространяется в Грузии медленнее, чем во многих европейских странах.
Профессор Леван Ратиани — директор Первой Университетской клиники при Тбилисском государственом медицинском университете, где лечат больных ковид-19.
«Чему я очень рад и мы скоро об этом напишем: наша имунная система, у этой популяции, по-другому реагирует на этот вирус. То есть быстрые антитела, которые вырабатываются в организме, в этой популяции более действенные, чем в некоторых других. Потому что в противном случае тут уже был бы другой сценарий эпидемии, похожий на то, что происходит в других странах Европы. Что нас защищает, мы пока не знаем», — рассказал Ратиани в интервью телекомпании «Мтавари».
«То, что здесь этот вирус проявляется не так, как в других странах, может быть вызвано несколькими факторами, в том числе географическими, так как мы адаптированы к разным условиям… Я несколько лет работал в институте физиологии и в 80% случаев наша генетика зависит от адренала (гормона, вырабатываемого надпочечниками-НГ), проще говоря, мы не «спокойные», а «активные». На этом этапе, когда мы входим в пик, у нас уже должно быть очень много заболевших, однако к счастью, у нас пока нет большого количества случаев и надеюсь, так будет продолжаться. Есть какой-то фактор, о котором мы пока не знаем», — сказал специалист.
По его словам, возможно, свою роль играет и выявленная в клинике особенность реакции на вирус, которая характерна для жителей Грузии.
«Вирус проникает в организм, затем в легкие, там ему встречается белок, благодаря этому белку он «садится» на рецептор и начинается размножение. И, вероятно, у популяции в Грузии есть дефицит этого рецептора из-за дефицита этого белка в организме», — пояснил Ратиани.
По его словам, проникая в организм, коронавирус поражает все три вида кровеносной системы: клеточную, коагуляционную и иммунную, в том числе и лейкоциты.
«И мы заметили в нашей популяции, что тяжелые случаи проходят в прямой связи с дефицитом эозинофилов (разновидность лейкоцитов, функция которых заключается в борьбе с многоклеточными паразитами-НГ).
Эозинофилия – это когда в организм попадает паразит, вирус, в ответ показатель эозинофила сильно сокращается как реакция на стресс. Такое описано только для нашей популяции, что как реакция на вирус в нашей популяции, в нашем генотипе и фенотипе, появляется дефицит эозинофилов, уровень падает до нуля. В других странах у пациентов начинается лимфопения (снижение абсолютного количества лимфоцитов в крови-НГ), а в нашей популяции – эозинопения (снижение количества эозинофилов в периферической крови ниже минимального предела. Не оказывает заметного воздействия на организм-НГ). То есть механизм совершенно разный», — рассказал специалист.
Он подчеркнул, что сегодня исследователи часто пишут о том, что пациенты в разных странах по-разному реагируют на вирус.
Что касается гипотезы о том, что ковид-19 в легкой форме переносят те, кто прошел вакцинацию на туберкулез, то есть прививку «БЦЖ», Ратиани сказал, что «по статистике клиники, хотя туберкулез в Грузии довольно-таки распространен, ни в одном случае мы не наблюдали человека, болеющего одновременно туберкулезом и коронавирусной инфекцией».
«Так как наша клиника университетская, мы проводим исследования пациентам буквально на все – от биологических до компьютерной томографии, в техническом плане мы можем себе это позволить.
В Европе и в США часто пишут об артериальной гипертензии легких у больных коронавирусом, в нашей клинике ни один такой случай выявлен не был. Это когда в легких растет давление и, если сказать проще, «разрывает» альвеолы и нарушает все функции легких. Также повышается давление легочной артерии в грудном отделе. Мы каждый день делаем кардиоэхоскопию пациентам у себя в клинике и могу сказать, что такого синдрома у нас нет. Так что этот вирус в разных генотипах проявляется по-разному», — подчеркнул специалист.
Он также сообщил, что есть версия, согласно которой высокая смертность в некоторых странах Европы может быть связана с распространенной там практикой использования АПФ-ингибиторов для лечения сердечной недостаточности у людей старше 50 лет.
«Оказалось, что этот вирус является получателем этого рецептора. И одна из версий того, почему у них так много тяжелых пациентов и летальных исходов, это прием препаратов, содержащих АПФ-блокаторы, то есть лекарства от сердечной недостаточности», — сказал Ратиани.