Реставрация уникальной деревянной винтовой лестницы завершается в центре Тбилиси, на улице братьев Какабадзе.
Взлетающая в небо лестница не похожа ни на одну в Тбилиси, жители говорят, что ей более ста лет, и эту зиму она бы точно не пережила. Последнее время по ней было опасно ходить, лестница шаталась и грозила обрушиться во двор.
Эта та самая лестница, которую в 50-х годах прошлого века снимали в фильме «День подследний, день первый». В этом дворе когда-то жил актер Серго Закариадзе, который привел сюда съемочную группу и именно на этой лестнице учил разносить письма прекрасную Ламару — Беллу Мирианашвили.
Проект по спасению лестницы организовал молодой архитектор из США Томас Ибрагим, который несколько лет назад снял квартиру в этом дворе. В Тбилиси в 2019 году он приехал изучать позднесоветскую архитектуру.
«Как только я поселился здесь, сразу почувствовал странную привязанность к месту… А уникальная лестница рушилась на глазах, люди делали что могли, чтобы ее укрепить, подкладывали какие-то деревяшки, даже оконные рамы. Это было ужасно видеть, как такое прекрасное творение умирает, в итоге появился проект реставрации», — рассказывает Томас.
«Я из США, и всегда жил в за городом. Дома как капсулы, каждый живет сам по себе. А здесь оказалось, что все иначе, я стал частью этой жизни. Я возвращаюсь домой, и вижу во дворе за маленьким столиком сидит сосед, и сразу зовет к себе. Если какая-то проблема, все спрашивают и сразу хотят помочь. Это так прекрасно. Сохранить такую жизнь даже гораздо важнее, чем лестницу», — говорит архитектор из США.
Томасу повезло застать и оценить тот кусочек жизни старого Тбилиси, который постепенно уходит вместе с рушащимися домами. А Тбилиси повезло с Томасом.
Жители двора говорят, что несколько раз обращались в мэрию и в городской администрации соглашались дать денег на ремонт — но только часть. Остававшаяся сумма все равно была неподъемной, даже когда ее поровну делили на всех, кто здесь живет.
Американский архитектор сделал предварительные чертежи и обратился к коллегам. В проект KIBE вошли его друзья из Делфтского технического университета – архитекторы и реставраторы из Австрии, Италии, Литвы, Украины и Турции. К команде присоединились грузинские архитекторы, и 17 человек вместе взялись за проект спасения.
Так как лестницу надо было не просто покрасить, а фактически строить заново — проект пришлось утверждать и защищать официально, в городской администрации.
Фонд Генриха Беля дал небольшой грант на проведение исследований и подготовку всей необходимой документации для мэрии, а участники проекта объявили сбор средств.
Из 20 тысяч евро благодаря пожертвованиям удалось собрать четыре, а остальную сумму дал, как только узнал о проекте, бизнесмен Темур Угулава.
Реставрационные работы начались около года назад. Винтовая лестница была полностью разобрана, все детали пронумерованы, кропотливо очищены и отреставрированы. Часть конструкции пришлось заменять, но участники проекта максимально старались сохранить оригинальные материалы.
«Я стал хорошим плотником.. Мы даже леса построили своими руками, потому что с нас очень много просили…», — смеется 30-летний грузинский архитектор Ника Габискирия. Он рассказывает, что многому пришлось научиться и делать своими руками, чтобы собранных денег на все хватило.
По его словам, никто из архитекторов не брал деньги за работу — все с самого начала решили, что делают проект для Тбилиси. Работали с десяти до восьми, хватаясь за все.
Самым сложным было восстановить главную ось — авторы проекта решили ее обязательно сохранить. В итоге во дворе поставили токарный станок и прямо на месте заменяли новым деревом сгнившие части.В течение года участники проекта собирали лестницу заново, как пазл, и теперь она снова на своем месте.
Сейчас вся конструкция — натурального золотистого цвета.Участники проекта говорят, что им жаль что-то менять, потому что лестница безумно красива, когда сияет натуральным деревом. Но очень скоро ее придется покрасить, чтобы дать дополнительную защиту от сырости.
Лестница будет светло бирюзовой, а ступени темно-вишневого цвета — экспертиза показала, что именно такой она была сто лет назад.
По материалам «Радио Свобода», проекта «Кибе» и других открытых источников