ТБИЛИСИ, 30 ноября – Новости-Грузия. Председатель правящей партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе сегодня вновь поставил под сомнение необходимость принятия поправок в конституцию, которые снизят до 2% проходной барьер на выборах в парламент.
Он также дал понять, что правящая партия не намерена проводить внеочередные выборы парламента, а в случае, если это произойдет, они пройдут по старым правилам – то есть с избранием мажоритарных депутатов.
Выступая сегодня на пленарном заседании парламента, Кобахидзе сказал, что действующая в Грузии выборная система вполне отвечает принципам демократии. А снижение проходного барьера, возможно, станет «подарком» оппозиции от правящей партии, но это будет «зависеть от их поведения».
«Много чего будет зависеть от поведения и действий разных субъектов. Мы хорошо понимаем, что нет никакой необходимости в принятии этих изменений, исходя из того, что тот барьер, который будет задействован в 2024 году, полностью соответствует демократическим стандартам. Это пятипроцентный избирательный барьер. В 2024 году в любом случае будет задействована полностью пропрциональная избирательная система с барьером в 5%.
Что касается барьера в 2% — лучше он, чем 5%, или нет, то по этому поводу не было никакого основательного обсуждения, возможно, что так будет даже хуже.
Это маленький подарок, который возможно, будет сделан оппозиции, и будет этот подарок сделан или нет, конечно же, в конечном итоге, будет зависеть от нашей доброй воли», сказал Кобахидзе.
Повторил тезис Кобахидзе и депутат от правящей партии Шалва Папуашвили, который ранее сам представлял законопроект конституционных изменений, который учитывал снижение проходного барьера:
«У «Грузинской мечты» вообще нет никаких обязательств по принятию конституционных изменений. Мы же говорили, «если на то будет добрая воля «Грузинской мечты», а для того, чтобы эта воля существовала, между партиями должно быть сотрудничество.
Мы не знаем, как мы примем [изменения в конституцию], и примем ли вообще, по какой формуле. Сегодня дискуссия по этому вопросу неактуальна, оппозиция говорит, что в парламенте должно быть сотрудничество, в том числе, в связи с конституционной реформой, но только в том же абзаце, в следующем предложении, добавляют, что как только будут приняты изменения, в тот же момент они выскочат на улицу и будут требовать внеочередных выборов. Это же несерьезное отношение?»
В оппозиции эти комментарии от «Грузинской мечты» уже расценили как признак отказа от реформы избирательной системы.
Глава парламентской фракции партии «Единое национальное движение» Хатия Деканоидзе заявила, что «Кобахидзе собирается в очередной раз «кинуть» парламент с реформой.
«Риторика «Мечты» по поводу поляризации вызывает смех, что хорошо понимают и наши международные партнеры. Стремление провалить конституционные изменения, что оставляет сравнительно небольшие партии за пределами политического процесса, является самой явной поддержкой поляризации», сказала Деканоидзе.
Депутат от партии «Лело» Бадри Джапаридзе также напомнил, что «Грузинская мечта» не в первый раз обещает принять изменения в конституцию, но нарушает слово.
«Мы видим новую попытку со стороны «Грузинской мечты» нарушить еще одно соглашение. Конечно же, «Грузинская мечта» уже известна во всем мире как ненадежный партнер.
Мы должны противостоять тому, что сегодня «Грузинская мечта» в таком настроении, а завтра проснется в другом… Это будет очень принципиальная позиция. У «Грузинской мечты» не получится провалить изменения в конституцию, мы будем оказывать этому всяческое сопротивление», сказал Джапаридзе.
Почему важен низкий проходной барьер
Если учитывать опыт состоявшихся недавно местных выборов, то в случае проведения выборов по старой системе, «Грузинская мечта» имеет все шансы получить большинство голосов за счет мажоритарных депутатов.
А в случае, если барьер в 5% не будет снижен до 2%, то даже если выборы будут проведены исключительно по пропорциональной системе, парламент будет состоять только из депутатов от «Грузинской мечты», «Единого национального движения» и, возможно, туда попадут несколько представителей партии экс-премьера Георгия Гахария «За Грузию».
Учитывая эти обстоятельства, грузинская оппозиция очень надеется на конституционные изменения, которые позволят снизить проходной барьер с 5% до 2%, что позволит пройти в парламент большему числу партий.
Именно ради проведения реформы избирательной системы большая часть оппозиционеров отказалась от бойкота парламента.
Что именно меняют в конституции
Законопроект, в котором говорится, что следующие два раза парламентские выборы должны проводиться с проходным барьером в 2% и по полностью пропорциональной избирательной системе, был одобрен в первом чтении в начале сентября 2021 года. Для утверждения за документ следует проголосовать еще дважды. Дата голосования во втором чтении пока не назначена.
Законопроекту требуется поддержка не менее 113 депутатов в парламенте, состоящем из 150 членов, а это означает, что его должны поддержать как правящая партия, в которой насчитывается 90 депутатов, так и оппозиция.
Проект конституционных поправок является инициативой 91 депутата. Его представил председатель партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе.
В первом слушании проект был принят 7 сентября. Представляя законопроект, Кобахидзе сказал: «Мы всегда держим свое слово, когда участвуем в конкретной политической договоренности».
Главное изменение, которые предусматривает избирательная реформа – снижение избирательного порога, который ранее был установлен на уровне 5%.
Новый порог должен был быть определен в ходе публичных и парламентских дебатах – обсуждаются варианты от нулевого (естественного) барьера до 3%.
Какое соглашение отказывается выполнять «Грузинская мечта»
После выборов парламента в октябре 2020 года оппозиция объявила бойкот заседаниям парламента Грузии, что вызвало затяжной политический кризис. Чтобы его урегулировать, глава Евросовета Шарль Мишель предложил политическим силам Грузии подписать документ по выходу из кризиса. Соглашение оказалось приемлемым для «Грузинской мечты», а также большей части оппозиционных партий, которые подписали его 19 апреля и заняли свои места в парламенте, чтобы обеспечить имплементацию договора.
Соглашение не подписали партии «Единое национальное движение», «Лейбористская партия Грузии» и «Европейская Грузия».
28 июля «Грузинская мечта» неожиданно заявила, что выходит из соглашения Шарля Мишеля и обвинила в невыполнении соглашения самую крупную оппозиционную партию – «Национальное движение».
Отказываясь от документа, власти отметили, что выполнение указанных в нем обязательств теперь будет зависеть от их «доброй воли».
2 сентября лидеры ЕНД также сделали неожиданный шаг и подписали соглашение Мишеля, которое теперь отказывается выполнять правительство.
Аннулирование соглашения со стороны «Грузинской мечты» вызвало шквал критики с запада. Сам Шарль Мишель настаивает на том, что соглашение от 19 апреля — лучший способ проведения реформ.