ТБИЛИСИ, 26 сентября — Новости-Грузия. CNN Travel рассказал, как грузинской винодельческой отрасли «удалось вернуться из забвения», пережив советские «пятилетки» и российское эмбарго. Статью о грузинских виноделах, возродивших 8000-летнюю традицию изготовления натуральных вин, для популярного американского издания подготовил проживающий в Тбилиси журналист Пол Римпл (Paul Rimple).
«За шесть тысяч лет до того как Христос превратил воду в вино, предки современных грузин превращали в вино виноград. Именно благодаря этим условным Сапиенсам каменного века сегодня мы наслаждаемся Гамэ из Божоле, Кьянти из Тосканы, Риохой из Наварро и Совиньоном Каберне отовсюду – от Франции до Новой Зеландии», — пишет журналист.
Римпл отмечает, что «сорта из очагов зарождения вина до сих пор остаются практически неизвестны западным гурманам». По мнению автора, во многом это произошло из-за того, что при СССР грузинское виноделие почти 100 лет находилось в изоляции, а практика изготовления плохого вина «была узаконена».
Напоминания о советской индустриализации до сих пор можно найти в Грузии. Например, этот рельеф сохранился в селе Мухрани, недалеко от Мцхета. Фото: Justyna Mielnikiewicz/CCN Travel
«Маленькая страна размером с Западную Вирджинию была главным поставщиком вина для всего СССР. Но при Советах количество выдавали за качество, и в основном выращивали высокоурожайный виноград – красный Саперави и белый Ркацители. Множество великолепных, но малоурожайных местных лоз пошли под плуг. В то время, когда зарегистрировано было 563 сорта, коммунисты производили вино только из семи», — пишет Римпл.
Чтобы «гарантировать квоты Кремля», грузинским виноделам приходилось добавлять в вино сахар и воду, пренебрегая всеми традициями.
«Многие наши традиции были утеряны. Когда у нас появлялся «зеленый урожай», мы убирали с наших виноградников слабый виноград, чтобы более крупный становился сильнее и сахаристее. Коммунисты игнорировали это правило и просто собирали весь виноград, большой и маленький», — рассказал CNN Travel бывший агроном Вахтанг Барнови из Ахалкалаки.
Фото: Justyna Mielnikiewicz/CCN Travel
На свой основной рынок, в Россию, Грузия продолжила экспортировать низкокачественное вино и после распада СССР.
«Если вино было разлито в бутылки, это означало, что оно плохое. Хорошее же передавалось от друзей в селах в использованных пластиковых бутылках и канистрах, а некоторые винодельни, такие как «Сагареджо Джорджия», занимались производством хорошего столового вина для местных ресторанов», — рассказывает Римпл.
Журналист отмечает, что «переломным моментом» для отрасли стал март 2006 года, когда российский президент России Владимир Путин наложил эмбарго на грузинские вина и «за одну ночь закрыл 90% экспортного рынка».
«Идея состояла в том, чтобы наказать Грузию за ее западные стремления, но в итоге Путин спас винодельческую отрасль, поскольку страна была вынуждена производить хорошее вино и искать более надежных торговых партнеров. Это был большой удар для малых и крупных винных компаний», — сказал в интервью CNN Travel президент Грузинского винного клуба Малхаз Харбедия.
В условиях российского эмбарго крупные винодельни «расширяли свои рынки до Китая, Средней Азии и некоторых стран Центральной Европы», а «небольшие семейные погреба начали продавать бутылочное вино».
«Они использовали нишу, с которой никто не мог конкурировать – это 8000-летняя традиция изготовления натуральных вин в больших терракотовых амфорах квеври, закопанных в земле», — поясняет Римпл.
«До 2007 года в Грузии практически не было бутылочного вина квеври. Его производство остановилось в процессе коммунистической индустриализации», — приводит издание слова Харбедия.
Автор статьи подчеркивает, что сейчас вино квеври составляет всего около 3% от экспорта, но «именно оно на 100% ответственно за шумиху вокруг грузинского вина».
«Практически в каждой статье о грузинском вино упоминается квеври, а также янтарное вино — техника изготовления белого вина с мацерацией из кожицы. Оно получается более смелым и терпким, чем обычные белые вина», — пишет журналист.
«Розлив на вершине: Кахетия — один из самых известных винодельческих регионов Грузии». Фото: Justyna Mielnikiewicz/CCN Travel
Римпл добавляет, что всего в Грузии насчитывается более 500 местных сортов винограда, многие из которых открывают заново и возрождают именно сейчас.
Регион Кахетию на востоке страны журналист называет «огромной виноградной корзиной, на которую приходится около 60% виноградников страны», а Шида Картли в центральной Грузии – «непризнанным винодельческим регионом, некогда славившимся производством вина для грузинских царей».
В Имеретии – регионе на западе страны, климат мягче и виноград немного кислее, поэтому вино там, как правило, выдерживают без кожицы, рассказывает журналист. Рача – это «крошечный горный регион» и «самый маленький производитель вина в стране», который «известен своими изысканными винтажами».
Читайте также перевод статьи Пола Римпла Десять лучших грузинских вин по версии CNN.