ТБИЛИСИ, 14 мая — Новости-Грузия. Розлив знаменитой грузинской минеральной воды «Боржоми» приостановлен уже две недели, а ясности по дальнейшей судьбе компании все еще нет.
Во всех странах, где пьют «Боржоми», сейчас допивают остатки.
IDS Borjomi Georgia объявила о приостановке производства на заводах в Грузии 29 апреля. Она попала под санкции из-за российского участия в капитале, конкретно — основателя «Альфа-групп» Михаила Фридмана.
Премьер Грузии Ираклий Гарибашвили почти сразу сделал заявление, обещая «хорошие новости». Некоторое время СМИ говорили о возможности выкупа «Боржоми» государством, после чего акционерами смогут стать жители Грузии.
Но подтверждения эти слухи не нашли, зато появилась новая тема — о возможной продаже контрольного пакета IDS Borjomi Georgia бизнесмену Гие Орджоникидзе.
Грузинский бизнесмен российского розлива
Оппозиционный телеканал «Формула» утверждает, что детали сделки были оговорены на встрече Орджоникидзе с премьером Ираклием Гарибашвили и основателем «Грузинской мечты» Бидзиной Иванишвили.
В правительстве это не подтверждают. Пресс-служба компании IDS Borjomi Georgia также отказывается от комментариев.
Российский «Коммерсантъ» тем временем изучил досье потенциального будущего владельца «Боржоми» Гии Орджоникидзе.
Бизнесмен — уроженец соседнего с Боржоми поселка Цагвери. Он уже долгое время живет в Москве и слывет партнером влиятельных российских бизнес-групп, пишет газета.
Грузинским бизнесменом он может считаться с натяжкой.
Представитель «Нацдвижения», депутат парламента Роман Гоциридзе считает, например, что «на самом деле речь идет всего лишь о фиктивной сделке, посредством чего Михаил Фридман пытается уйти от санкций».
«Лучше, если новым владельцем станет бизнесмен, никак не связанный с Россией», — сказал Гоциридзе. Отвечая на вопрос «Ъ», а как быть, если Москва разозлится из-за такого подхода и просто запретит импорт «Боржоми», как это было в 2006–2013 годах, он отрезал: «В таком случае россияне не будут пить «Боржоми», вот и все».
Как «Боржоми» переходил из рук в руки
За период независимости Грузии у «Боржоми» владельцы менялись несколько раз, менялись и названия заводов. Водой всегда интересовались олигархи, здесь всегда крутились большие деньги, а переговоры и сделки охранялись коммерческой тайной.
В 1995 году бизнесмен Мамука Хазарадзе и его деловыми партнерами по группе TBC Bank основали компанию Georgian Glass & Mineral Water Co. NV, которая получила лицензию на добычу минеральной воды «Боржоми» и право на эксплуатацию заводов по розливу.
В 2002 году завод был продан Salford Capital Partners, основанной грузинским бизнесменом Бадри Патаркацишвили вместе с Борисом Березовским. Тогда же на рынок был выведен бренд IDS Borjomi International, которая объединяет предприятия по производству бутилированной минеральной воды в Грузии, в Украине и в России.
Через несколько лет после смерти Патаркацишвили, в 2012 году, «Альфа-групп» Михаила Фридмана приобрела контрольный пакет IDS Borjomi у семьи покойного олигарха.
Сегодня в Грузии многие говорят о том, что нельзя было продавать стратегическое предприятие российской финансовой группе. И звучат самые разные предложения — от национализации до экспроприации.
IDS Borjomi имеет эксклюзивное право на розлив «Боржоми» с 2009 года, по итогам проведенного правительством Грузии аукциона она получила лицензию на добычу и розлив минеральной воды «Боржоми». Срок действия лицензии — 25 лет. Тринадцать из них уже прошли, но 12 — остается.
Минеральная вода занимает основное место в структуре экспорта Грузии, а российский рынок до последнего времени составлял около 50% общего экспорта грузинской минералки.
Время ли пить «Боржоми»?
Из всего разнообразия грузинских минеральных вод «Боржоми» — самый известный бренд. Это природная гидрокарбонатная натриевая минеральная вода, не имеющая аналогов в мире по своему составу.
Ее добывают в долине на территории Боржомского заповедника из 9 скважин глубиной до 1500 м.
Минеральный состав «Боржоми» не менялся с 1830 года, с начала постоянных лабораторных наблюдений.
«Боржоми» считается водой магматического происхождения, которая зарождается на глубине около 8-10 км, и естественным способом выталкивается наружу углекислым газом и под воздействием высоких температур.
Исследования Боржомского месторождения, проведённые в последнее время, предполагают, что в нём присутствуют так называемые ювенильные воды, которые рождаются на многокилометровой глубине с выделением кислорода и водорода в результате вулканических процессов. Речь идёт о воде, которая никогда не участвовала в природном кругообороте.
Все девять эксплуатационных скважин в Боржомском ущелье функционируют в режиме самоизлива, то есть добывается именно то количество воды, которое возобновляется естественным путём.
Полученная из скважин минеральная вода подаётся на разливочные заводы с помощью 25-километрового трубопровода.
Впрочем, сейчас заводы стоят. Если в обозримом будущем не будет найден выход, «Боржоми» начнет постепенно исчезать с прилавков магазинов.
Правда, без ограничений знаменитую минеральную воду можно пить, если специально для этого приехать в Боржоми — к общественному источнику в парке много десятилетий люди приходят с бидонами и графинами.
Прямо из источника вода неприятно теплая, с сильным запахом и железистым вкусом, и очень отличается от того, что все привыкли пить из бутылок. Но в Грузии считается, что именно такая и есть — самая полезная.
И символично, что само название «Боржоми», ставшее фигурантом антироссийских санкций из-за войны с Украиной, происходит от двух слов: второе «оми» — в переводе с грузинского «война».
Елена Цагарели