ТБИЛИСИ, 21 апреля – @NGnewsgeorgia. В правящей партии «Грузинская мечта» обвинили в «борьбе с грузинской идентичностью» студентов, протестующих против закона об иноагентах.
Поводом послужил текст студенческой клятвы. Сотни демонстрантов принесли ее у мемориала павшим за территориальную целостность Грузии на площади Героев в Тбилиси во время протестного шествия 19 апреля.
В переводе клятва звучит так:
«Мы, граждане Грузии, грузинские патриоты, собрались здесь, на площади Героев, чтобы почтить их память и принести клятву перед их душами. Клянусь, что мы никогда не откажемся от свободы, завоеванной ценой их жизней. Клянусь, что мы никогда не примиримся с силой, которая пытается сдать нашу страну врагу, России. Мы будем стоять друг за друга и защищать государственность Грузии, наш язык, наше отечество и единство.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
В «Грузинской мечте» считают, что авторы этого текста нарушили завет «отца нации» Ильи Чавчавадзе – родина, язык, вера. Один из трех основополагающих принципов грузинской нации – веру – авторы текста клятвы сознательно заменили «единством», считает исполнительный секретарь «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе.
«В конце-концов посмели. Как они борются с грузинской идентичностью, с главными истоками!? (..). Они убрали «веру» и тем самым доказали, что главный объект их удара – это вера», — заявил Мдинарадзе в беседе с журналистами.
Председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили тоже решил выступить в защиту идентичности.
«Родина, язык, вера! Эта троица непоколебима, тверда и свята! Ничего из него нельзя заменить или вычесть! Никто не может нарушать ее, потому что в этом виде, в этом высказывании, в этом согласовании она отождествляется с Грузией», — написал он на своей странице в Facebook.
Депутат «Грузинской мечты» Ираклий Кадагишвили развил мысль в эфире телеканала «Имеди». Он считает, что сегодня в Грузии «молодежи прививают плохие ценности». Игнорировать такие факты нельзя, потому что «смена ценностей – это неправильно», добавил депутат.
«Это не совпадение, что они убрали веру и добавили туда другое слово. Единство – хорошее слово, но это же триединство грузинского, национального самосознания, нашей государственности, преемственности, будущего, нашего цивилизационного единства с европейским или христианским миром. Изъятие ее (веры — ред.) – целенаправленный шаг, который молодые люди сегодня не осознают, но этот код потихоньку навязывается молодежи, и это все неприемлемо», — заявил Кадагишвили.
Член «Европейской Грузии» Георгий Нониашвили назвал лидеров «Грузинской мечты» «фарисейскими невеждами».
«Лицемерные пропагандисты российского режима пытаются создать драму», — написал Нониашвили на своей странице в Facebook.
По его словам, в свое время Илья Чавчавадзе сам изменил лозунг «Родина, язык, вера», поскольку считал, что ни единство языка, ни единство веры не объединят людей так сильно, как единство истории.
«Илья Чавчавадзе был таким же молодым человеком, как участники сегодняшних акций, когда в одном из писем сказал три слова «Родина, язык, вера». Спустя много лет эти слова превратились в слоган национальной идеи, хотя, исходя из содержания письма, такой цели у Ильи тогда не было. Да и вообще, после этого письма этот слоган Илья никогда не вспоминал.
Что нас объединяет согласно этому слогану? Общая страна, общий язык и общая вера. Выходит, что членом грузинской нации должен быть тот, кто отвечает трем этим условиям.
Гораздо позже, Илья был уже среднего возраста, когда в 1878 году окончилась российско-османская война и Аджария вернулась Грузии (я это эмоционально, так вообще Российской Империи).
В письмах того периода много говорилось о том, что объединяет нас, и какое место должны занимать в нас аджарские мусульмане.
Илья сам изменил (и на этот раз уже целенаправленно создал) общий программный слоган: Родина, язык, история – это было его заявлением всю оставшуюся жизнь.
По его мнению, нас, нацию, объединяли общая страна, общий язык и общая история. Вера не была и теперь не является тем, что объединяет всех нас: грузинских православных, католиков, мусульман, прихожан Армянской церкви, евреев и так далее», — пишет Нониашвили.