Что делать и зачем Грузии Европа? – Ответ прост, как карандаш

Гела Васадзе:

Грузия  в очередной раз что-то не получила. На этот раз — статус кандидата в члены Европейского Союза.

Чтобы понять, что это значит, давайте представим себе прямо противоположный результат. Допустим, что Грузия, несмотря ни на что и вопреки всему, этот самый статус получила. Ключевой вопрос тут – не смотря на что?

Давайте перечислять.

После выборов 2016 года правящая партия «Грузинская Мечта» получила конституционное большинство в парламенте, несмотря на то, что за неё проголосовало около трети избирателей страны.

Затем мы получили на выходе отжим самого крупного оппозиционного телеканала Рустави 2.

Народ как бы этого не заметил, так как на место Рустави 2 пришла телекомпания «Мтавари» с теми же рейтингами, теми же ведущими и той же аудиторией.

И, тем не менее, это не отменяет факта, что отжали. Отжали по закону, через суд, и даже с подтверждением от ЕСПЧ,  но ведь отжали, и с этим вряд ли можно спорить.

Все бы ничего, в конечном итоге, это всего одна телекомпания, хоть и была тогда самая крупная. Но вот незадача — и рейтинг свободы слова в стране понизился. Вроде как бы не сильно принципиально, но понизился.

Дальше больше. В 2020 году в Грузии были проведены замечательные выборы, на которых «Грузинская Мечта» победила. Но победила так, что вся оппозиция отказалась входить в парламент, что привело к самому тяжелому политическому кризису в Грузии со времен «революции роз».

Тут к нам приехал сам Шарль Мишель, для тех, кто не в курсе — президент Европейского Совета, правительства ЕС. В результате титанических усилий европейской дипломатии грузинская власть согласилась с требованиями оппозиции провести судебную реформу и реформу избирательного права. Там был ещё пункт про освобождение политзаключенных, которых, конечно, политзаключенными не называли, но все-таки освободили.

Главная оппозиционная партия страны — Единое Нацдвижение, это самое соглашение так и не подписала. Что послужило поводом для власти отказаться от документа Шарля Мишеля.

По поводу причин отказа подписать соглашение и политической ответственности тех, кто продвигал эту идею – просто констатация факта: никто из главных оппозиционеров страны на себя ответственность не взял и из политики не ушел. Что тоже, согласитесь, странно.

Но гораздо интереснее мотивация властей. Отказываясь от «соглашения Мишеля», власти Грузии отказались от оговоренном в нем проведении судебной реформы и реформы избирательного права.  А по сути, отказались от предоставления населению Грузии возможности смены власти посредством выборов.

На этом можно смело ставить точку и не объяснять дальше, почему Грузия не получила статус кандидата в члены Европейского Союза.

Можно даже не вспоминать о том, что третьему президенту Грузии, жизни которого грозит реальная опасность, не дают отсрочку приговора с возможностью продолжить лечение за границей. Про то, что в день подачи заявки на вступление Грузии в ЕС, в Тбилиси посадили гендиректора самого крупного оппозиционного телеканала, я уже не говорю.

Можно ещё вспомнить, мягко говоря, странную политику властей по отношению к Украине, а это ключевой вопрос современной мировой повестки дня.

В общем, думаю у зрителя не должно остаться вопросов — почему не дали.

А теперь о том, что было бы, если бы дали. Это было бы чисто политическое решение, и на выходе властям и обществу Грузии был бы дан четкий сигнал — вы интересный элемент региональной безопасности и логистики, поэтому нам всё равно, что у вас там творится внутри. Главное  — лояльность к нам. В ЕС мы вас не примем, но кандидатство дадим, это сколько угодно.

Так вот, этого сценария не случилось, не случилось потому, что не столь уж и важный мы элемент для того, чтобы ради нас закрывать глаза на явное несоответствие между декларируемым европейским выбором и реальным положением вещей.

Вместо этого Еврокомиссия выкатила двенадцать условий, которые Грузия должна выполнить, чтобы стать кандидатом.

Возможно, я ошибаюсь, но на самом деле достаточно было выдвинуть одно условие, которое даже не записано первым, и все остальные одиннадцать были бы выполнены автоматически: речь идет об условии «де-олигархизации Грузии», слово-то какое. То есть в Брюсселе прямо сказали — хотите стать европейской страной, отстраните от власти Бидзину Иванишвили, человека, который решает сегодня все стратегически важные вопросы в стране.

Комичность ситуации в том. что это предложение было сделано грузинской власти, то есть самому Бидзине Иванишвили.

И последнее про Грузию — зачем нам Европа. Это тот вопрос, ответ на который сегодня не знает большинство населения страны. Если бы знали, все было по-другому. А между тем, ответ на это вопрос прост — каждый человек должен быть защищен законом от произвола как со стороны государства, так и других граждан.

Должны быть защищены право на жизнь, безопасность и собственность. И эту самую защиту от произвола лучше, чем система, называемая демократией, несмотря на все её изъяны, никто не обеспечивает.

Без свободных выборов и независимого суда, даже при самом справедливом и мудром правителе, даже если таким является Иванишвили, невозможно себя чувствовать защищенным. И это самое главное, остальное — тюнинг.

Но тогда возникает логичный вопрос — что делать? И ответ на него тоже прост как карандаш — быть гражданами.

Быть гражданином —  это совсем не значит положительно отвечать на вопрос о европейском выборе во время социологических опросов.

Начнем с элементарного: быть гражданином это значит ходить на выборы и выбирать ту политическую силу. которая тебе наиболее близка, даже несмотря на то, что тебе что-то где-то не нравится.

А ведь большинство населения Грузии на выборы не ходит.

Да, те кто придут вслед за этой властью, тоже нам не понравятся. Но вопрос в том. будем ли мы иметь возможность сменить и следующую власть путем выборов. Если большинство будет ходить на выборы – несомненно. Если нет — то никогда.

Да, это очень долгий и тяжелый процесс. Но по-другому современное европейское государство не строится.

Это как английский газон, подросла трава — скосил, подросла — ещё раз скосил, и так триста лет. Но с чего-то надо начинать.

Иначе давайте забудем о своих претензиях на европейскость и просто будем молиться о том, чтобы следующий правитель, подданными которого мы будем, был более прогрессивным и эффективным, чем предыдущий.

 

  • Гела Васадзе — политолог, эксперт Грузинского центра стратегических исследований GSAC. 
  • Нет описания фото.

Обсуждение статьи:

 

  • Для иллюстрации статьи использовано фото (с) Netgazeti.

Мнения, высказанные в рубриках «Картина дня» и «Точка зрения», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

 

«Новости-Грузия» в Telegram: подписаться >>>
«Новости-Грузия» в Facebook: перейти и обсудить >>>
Партнерские материалы