ТБИЛИСИ, 16 апреля – Новости-Грузия. Оппозиция резко критикует власти за договоренность, достигнутую с Грузинской православной церковью по поводу проведения богослужений в период пасхальных праздников.
Переговоры правительства и патриархии Грузии о формате церковных служб в праздник Воскресения Христова продолжались несколько недель. Из-за распространения коронавируса на территории всей страны объявлено чрезвычайное положение, с 21:00 до 6:00 действует комендантский час.
Накануне стало известно, что прихожане все же смогут посетить литанию — богослужение в ночь на пасхальное воскресенье, – но для этого им придется не покидать церковь в течение девяти часов, соблюдая при этом социальную дистанцию.
В патриархии достигнутое с властями соглашение назвали «очень большой уступкой». Как известно, в храмах всех других конфессий службы прекратились еще в начале марта.
В «Едином национальном движении» считают, что правительство побоялось конфронтации с патриархией. Лидеры крупнейшей оппозиционной партии Грузии отмечают, что разногласия с самым авторитетным институтом страны невыгодны правящей партии в предвыборный период. Депутат парламента от ЕНД Саломе Самадашвили считает, что команда «Грузинской мечты» пожертвовала здоровьем граждан для достижения своих политических целей.
«Оказалось, что для властей очень важна позиция патриархии, поскольку эта позиция важна для политического будущего и, соответственно, для выборов. Выяснилось, что здоровью и безопасности собственных граждан присвоена второстепенное значение по сравнению с политической повесткой дня «Грузинской мечты»», — сказала Самадашвили в комментарии телеканалу «Мтавари архи».
Лидер партии «Новая Грузия» Георгий Вашадзе напомнил, что отказаться от участия в церковных службах во время эпидемии неоднократно призывали инфекционисты. По оценке Вашадзе, сейчас рекомендациями специалистов пренебрегают и церковь, и власти.
«Это невероятная безответственность, в первую очередь, со стороны властей. Власти умыли руки и будто бы возложили ответственность на граждан. Со стороны патриархии – я не знаю, с кем и для чего они соревнуются… Они не слушают врачей. Как можно делать такое? Как можно ставить здоровье людей перед лицом такой угрозы», — сказал Вашадзе.
По теме: Имнадзе: Если мы не останемся дома, то в Грузии не будет счета гробам
Один из лидеров оппозиционной партии «Европейская Грузия», депутат Гига Бокерия назвал действия властей «постыдными». Он отметил, что они ставят под удар здоровье тысяч граждан, а также противоречат принципам светского, демократического государства и положениям конституции Грузии.
«За эти постыдные решения, в первую очередь, ответственность возлагается на правительство, которое не исполнило собственные обязательства, а, наоборот, дало сигнал, что это нормально и допустимо. Моральная ответственность также возлагается на всех тех духовных лиц, руководителей церквей, которые так ведут себя», — сказал Бокерия в комментарии журналистам.
Неконституционными действия властей считает и председатель авторитетной неправительственной организации «Ассоциация молодых юристов Грузии» Сулхан Саладзе. Он напомнил, что Статья 11 конституции Грузии прямо говорит о возможности ограничения исполнение религиозных ритуалов в случае необходимости.
«Когда мы говорим о церкви, никакие законы сегодня в Грузии не действуют. Во всех случаях у меня остается такое впечатление, что было достигнуто не соглашение, а церковь продиктовала властям свои условия. У власти были все законные основания для того, чтобы внедрить тот стандарт, в соответствии с которыми в этой ситуации можно было установить конкретные правила, даже не начиная переговоры с церковью. В нашей конституции написано, что может быть ограничено, если наступит такая необходимость», — написал Сулхан Саладзе на своей странице в «Фейсбуке».
По теме: Владыка Саба: Жизнь одного человека дороже, чем все построенные церкви
С политиками и конституционалистами соглашаются и некоторые теологи. Они отмечают, что в данном случае ни о каком соглашении речи не идет, поскольку власти просто уступили церкви.
«Соглашением мы бы смогли назвать это в том случае, если бы мы знали, какая позиция у церкви, а какая у государства. Мы же не знаем, какая позиция была у государства. Этого не раскрывали. Мы знаем только то, что государство требовало строгих запретов на время действия чрезвычайного положения и комендантского часа, но церковь им не подчинилась. Поэтому это не соглашение, а разделение позиции церкви», — сказал теолог Ладо Нарсия в комментарии телекомпании «Мтавари».
Теолог Георгий Тигинашвили называет действия ГПЦ «саботажем». По его мнению, в ходе затянувшихся переговоров патриархия пыталась добиться от властей конкретных материальных выгод.
«Со стороны церкви налицо саботаж, деструкционное действие, которое мешает управлению страны в том, чтобы данные ими рекомендации были предусмотрены на пути превенции, и наше население было защищено от распространения этой инфекции. Мы видим, что церковь рассматривает общество как рыночный, базарный товар и пытается путем торга с властями получить намного больше бенефитов, финансовых ресурсов и сфер влияния, чем до сих пор было у нее», — сказал Тигинашвили журналистам.